Карлос Кастанеда

Искусство сновидения 1994г

опираясь на то, что знаешь,

или полагаешь, что знаешь,- ответил он.- Единственное, что я могу тебе

сказать,- это то, что город, в котором ты побывал, не находится в нашем

мире.

- А где же он тогла находится?

- Вне этого мира, разумеется. Послушай, ведь ты не такой уж тупица.

Ты все заметил с самого начала. И делаешь вид, что не понимаешь, только

потому, что не можешь себе представить, чтобы что-то не принадлежало к

этому миру.

- Хорошо, а вне этого мира - это где, дон Хуан?

- Можешь мне поверить, это "вне этого мира" является самой

замысловатой вещью во всем магическом искусстве. Ты, например, полагаешь,

что я видел тогда то же самое, что и ты. Ведь ты ни разу не спросил меня,

что я видел. Но на самом деле ты, и только ты видел и тот город, и людей

в нем. Я же ничего подобного не видел. Я видел энергию. Так что в данном

конкретном случае лично для тебя одного "вне этого мира" означало "в том

городе".

- Но тогда, дон Хуан, тот город не был реальностью. Он существовал

только для меня и только в моем уме.

- Нет. Не в этом дело. Теперь ты пытаешься свести нечто поистине

трансцендентное к вещам самым обыкновенным. Но это невозможно.

Путешествие было реальностью. Ты видел город. Я видел энергию. Ни ты, ни

я не были правы. И ни ты, ни я не ошибались.

- Твои слова относительно реальности подобных вещей приводят меня в

полную растерянность. Ведь ты только что говорил о том, что то место

было реальным. Но, если это так, то как у нас с тобой могли возникнуть

два различных варианта его образа?

- Очень просто. Наши версии различны, потому что на тот момент мы с

тобой обладали различными характеристиками однородности и внутренней

связи. А ведь я уже тебе говорил о том, что эти характеристики и есть

ключи к восприятию.

- Как ты думаешь, мне удастся еще раз побывать в том самом

конкретном городе?

- Меня привел туда ты. Так что я не знаю. Вернее, знаю, но

объяснить не могу. Вернее, могу, но не хочу. Тебе просто следует выждать

и самостоятельно выяснить, в чем тут дело. Дон Хуан решительно прервал

разговор на эту тему.

- Давай-ка вернемся к основной теме,- предложил он.- Вторые врата

сновидения достигаются тогда, когда ты "просыпаешься" из одного сна в

другом сне. Ты можешь иметь столько параллельных сновидений, сколько

захочешь. Или столько, сколько сможешь. Главное - в одинаковой степени

все их контролировать и "проснуться" в одном из них, а не в нашем мире

известного.

Меня охватила паника.

- Уж не хотел ли ты сказать, что я никогда не проснусь в этом мире?-

спросил я.

- Нет, этого я не говорил. Но раз уж ты затронул эту тему, я

вынужден сказать тебе, что такое тоже возможно. Маги древности имели

обыкновение так поступать. Они никогда не просыпались в этом мире

известного. Так поступили и некоторые из магов моей линии. Конечно, это

можно сделать, но я бы не советовал. Я хочу, чтобы по окончании практики

сновидения ты проснулся самым обычным и естественным образом. Но вот во

время практики тебе должно присниться, что ты проснулся в другом сне.

Невольно у меня вырвался тот же вопрос, который я задавал ему,

когда он впервые рассказывал о настройке сновидения. Я услышал

собственный голос, вопрошающий:

- Но разве такое возможно?

Дон Хуан явно заметил, что я не в себе, и со смехом ответил так же,

как и в тот раз:

- Разумеется, это возможно. Все дело в самоконтроле, и он ничем

принципиально не отличается от самоконтроля, которым мы пользуемся в

повседневной жизни.

Я наконец справился со своим замешательством и приготовился задать

следующий вопрос, но дон Хуан опередил меня, заговорив о гранях вторых

врат сновидения. Его объяснения ввергли меня в еще более глубокое

замешательство. - Существует одна проблема, связанная со вторыми вратами

сновидения, - сказал он. - И она может быть очень и очень серьезной. Все

зависит от особенностей характера. И если нам присуща тенденция идти на

поводу у нашей склонности цепляться за вещи и привязываться к ситуациям,

- у нас могут возникнуть серьезные затруднения.

- Каким образом, дон Хуан?

- А ты подумай. Ведь тебе уже приходилось, исследуя содержимое снов,

испытывать необычный манящий интерес, странное удовольствие. Теперь

представь себе: ты переходишь от одного сновидения к другому, все

разглядываешь, исследуешь каждую деталь. Нетрудно понять, что таким

образом можно забраться в смертельные глубины, откуда нет выхода.

Особенно если человеку свойственно индульгирование. *

- Неужели тело или мозг естественным