Карлос Кастанеда

Искусство сновидения 1994г

вниманием, и которое

бросало вызов всем моим понятием о мире и о самом себе. Итак, чтобы

заставить мою точку сборки сдвинуться в более подходящее для

непосредственного восприятия энергии положение, дон Хуан хлопнул меня по

спине между лопаток с такой силой, что у меня перехватило дыхание. Мне

показалось, что я провалился в обморок, либо заснул. Вдруг я обнаружил,

что смотрю или что мне снится, будто я смотрю на что-то в буквальном

смысле неописуемое. Это нечто распространялась во все стороны бесконечно.

Оно было образовано чем-то, что напоминало световые струны, но не было

похоже ни на что, когда-либо мною виденное или даже воображаемое.

Когда я вновь обрел дыхание, а может быть - проснулся, дон Хуан,

выжидательно посмотрев, спросил: - Что ты видел? Я совершенно искренне

ответил: - Твой удар заставил меня увидеть звезды. Услышав это, дон Хуан

согнулся пополам от хохота. Потом он отметил, что я просто еще не готов

справиться с восприятием необычных вещей.

- Я заставил твою точку сборки сдвинуться, - продолжал дон Хуан, -

и в течение мгновения ты созерцал в сновидении энергетические волокна

вселенной. Но тебе конечно не хватает то ли дисциплины, то ли энергии на

реорганизацию характеристик однородности, и внутренней связи. Древние

маги были непревзойденными мастерами такой реорганизации. Именно за счет

этого им удавалось увидеть все, что только вообще способен увидеть

человек.

- Что значит "реорганизовать характеристики однородности и

внутренней связи"?

- Это значит - войти в состояние второго внимания, удерживая точку

сборки в новом положении и не давая ей сдвинуться в исходное.

Затем дон Хуан остановился на традиционном определении второго

внимания. Он сказал, что вторым вниманием древние маги назвали

результат фиксации точки сборки в новом положении. Они рассматривали

второе внимание как полноценную сферу действия, подобную обычному

повседневному вниманию. Дон Хуан подчеркул, что маги действительно

обладают двумя полноценными сферами деятельности. Одна из них -

небольшая - называется первым вниманием, осознанием мира повседневности,

или фиксацией точки сборки в привычном положении. Вторая сфера

деятельности гораздо больше первой. Это - второе внимание, осознание

иных миров, или фиксация точки сборки в огромном множестве всех

возможных положений.

Применяя то, что он называл магическим маневром, дон Хуан помогал

мне переживать совершенно невероятные состояния. Маневр заключался в том,

что он либо слегка похлопывал, либо сильно ударял меня на уровне лопаток.

Как он объяснял, удары смещали мою точку сборки. Для меня такие смещения

означали переход осознания в беспокоящее состояние ни с чем не сравнимой

ясности - состояние сверхсознания, продолжавшееся недолго, но

позволявшее мне постигать все что угодно с минимальными усилиями и

минимальной подготовкой. Восприятие мое в этом состоянии по большей

части напоминало странные сны, необыкновенно интенсивные по сравнению с

нормальным состоянием осознания.

Дон Хуан оправдывал неизбежность такого маневра тем, что основные

понятия и базовые процедуры маг может изложить своему ученику только

когда тот находится в нормальном состоянии сознания, но для того, чтобы

ученик усвоил подробные абстрактные объяснения, маг вынужден переводить

его в состояние второго внимания.

Обычно ученик совершенно не помнит объяснений, полученных им во

втором внимании. Но они тем ни менее накапливаются где-то в его памяти и

там хранятся в неизменном виде. Маги научились использовать это

кажущееся странным свойство памяти, превратив процесс востановления

сознательной памяти того, что происходило с ними во втором внимании, в

одну из самых сложных и трудно выполнимых традиционных задач магии.

Это кажущееся странным свойство памяти, а также трудновыполнимость

задачи вспоминания маги объясняют следующим образом. Каждый раз, когда

человек входит во второе внимание, его точка сборки оказывается в новом

положении, до этого ей незнакомом. Вспомнить - значит повторно сдвинуть

точку сборки в то место, где она была во время пребывания человека во

втором внимании. Дон Хуан заверил меня, что маги могут не только

абсолютно полностью восстановить все содержимое памяти, но также

оживить любое переживание, когда-либо испытанное ими во втором внимании.

Для этого они намеренно сдвигают точку сборки в нужные положения. И еще

дон Хуан говорил, что на выполнение задачи восстановления содержимого

памяти у магов уходит вся жизнь. Когда я находился во втором внимании,

дон