Шатунов М В

РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА

специалистов по русской боевой традиции Михаила Николаевича Лукашева:

"Действительно, нередко приходится слышать от одних со злорадным торжеством, от других — с невеселым разочарованием, что у русских не было своей системы рукопашного боя... [далее автор утверждает, что система существовала]...

...К тому же такая, которая максимально соответствовала тем политическим и экономическим условиям, которые определялись ее историей. Это был кулачный и палочный бой.

Кулачные, а особенно палочные бои, точно имитировавшие условия реального сражения, приносили нужные боевые навыки, которые поддерживались на протяжении почти всей жизни каждого мужчины. Они давали не только силу, ловкость, боевые ухватки, но еще и бесценный навык мыслить и действовать в угрожающей, мгновенно меняющейся обстановке... А действия в бою палкой (кием), дополнявшиеся захватами и ударами левой руки и ног, точно соответствовали приемам реального боя, наиболее массовым видам ополченского оружия — ударным, а также воспроизводили приемы фехтования мечом и саблей .

О палочном бое разговор еще впереди. Хотя я рискую произвести впечатление любителя цитат, все же приведу еще один отрывок, принадлежащий перу Н. И. Костомарова:

"В праздничные дни народ собирался на кулачные и палочные бои. Охотники собирались в партии и, таким образом, составляли две враждебные стороны. По данному свистком знаку, обе бросались одна на другую с криками; бойцы поражали друг друга в грудь, в лицо, в живот — бились истово и жестоко, и очень часто многие выходили оттуда калеками, а других выносили мертвыми.

Палочные бои имели подобие турниров и сопровождались убийствами еще чаще кулачных боев. Зато на них—то в особенности русские приучались к ударам и побоям, которые вообще были неразлучны со всем течением русской жизни и делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне".

И еще одно немаловажное свидетельство известного русского историка, говорящее нам о русской состязательной традиции:

"Сверх того, молодые люди собирались в праздники, боролись, бегали взапуски, скакали на лошадях вперегонки, метали копьем в кольцо, положенное на земле, стреляли из луков в войлочные цели и в поставленные шапки. В этих играх победители получали награды и выигрывали заклады". Завершая разговор о кулачном бое, хотелось бы напомнить читателю о том, что наше исследование направлено на освещение народной состязательной традиции. Это область так называемого "сермяжного умения", заключающего