Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

Он состоял из

тридцати девяти статей. В них были урегулированы организация святого

трибунала, возраст, качества, жалованье судей и второстепенных служащих и

формы судопроизводства.

VI. Результат нового кодекса был таков:

1. Более не будет происходить ни одного судебного преследования в

порядке службы, и свидетелям, приглашенным для дачи показаний по делу, не

будут предлагаться общие вопросы для получения ответов насчет других лиц.

2. Каждый доносчик будет подвергнут критическому рассмотрению по

правилам, установленным в указе, чтобы узнать мотив доноса и понять, как

следует поступить с доносом.

3. Приказ о заключении в тюрьму может быть дан лишь при участии

епархиального епископа и юрисконсультов, и только после того, как последние

сами подвергнут новому допросу каждого свидетеля.

4. Тюрьмы будут доступны для посетителей, чисты и удобны, одним словом,

они будут домами предварительного заключения, а не застенками, как места,

предназначенные для наказания преступников.

5. Узники будут иметь возможность свидания со своими родственниками,

друзьями, защитниками и всеми интересующимися их участью.

6. Узники могут избрать себе адвоката и доверенного попечителя.

7. Обвинение будет им сообщаться быстро, с обозначением времени и

места, когда свидетели дали свое показание относительно совершения узниками

преступления, для того чтобы арестованные имели ясное представление о своем

деле.

8. Если обвиняемые потребуют копию осведомления с именами свидетелей,

она будет выдана им, как и допрос прокурора.

9. Когда улики и все показания будут получены, их сообщат обвиняемым в

полном виде, без всякого изъятия, ввиду того, что в настоящее время нет лиц

достаточно могущественных, которые могли бы внушать страх свидетелям, кроме

случаев, когда к суду будут привлечены герцог, маркиз, граф, епископ или

лицо, облеченное каким-либо другим церковным саном.

10. В указанных в предыдущей статье случаях, когда понадобится скрыть

от обвиняемых имена свидетелей, будет составлен особый акт, в котором судья

заявит под присягою, что он в душе и перед Богом считает это средство

необходимым для устранения смертельной опасности, которая угрожает

свидетелям, что, однако, не должно повлечь за собою ущерба для права

обвиняемого апеллировать против этой меры.

11. Если будет сочтено необходимым употребить пытку, она будет

применена умеренно, не прибегая ни к одному из жестоких изобретений, какими

пользовались до сих пор.

12. Она будет применяться только один раз в том, что лично касается

обвиняемого; никогда она не будет употребляться для получения от него

сообщений о других лицах, привлеченных к суду, причем пытка допускается

только в тех случаях и относительно тех лиц, о которых упомянуто в законе.

13. Окончательные приговоры и даже частные определения суда подлежат

праву апелляции в том, что касается их двойного действия.

14. Когда приступят к предварительному судебному разбирательству,

стороны и их защитники могут присутствовать при пересмотре процесса и

требовать, чтобы он был зачитан в их присутствии.

15. Если улика преступления окажется неустановленной, узники будут

освобождены и не будут подвергнуты наказанию как заподозренные.

16. Если обвиняемый потребует своего оправдания присягой, ему

предоставят свободу избрать свидетелей и говорить с ними наедине, причем

происхождение от евреев не будет служить препятствием к их допущению.

17. Отвод свидетелей будет дозволен; если кто-либо из свидетелей

обвинения будет изобличен в даче ложного показания, он будет наказан по

закону возмездия (loi de talion), согласно узаконению, изданному Фердинандом

и Изабеллой в начале их царствования.

18. Когда обвиняемый будет примирен с Церковью, нельзя будет более ни

арестовывать, ни преследовать его по делам, в которых он в свое время не

сознался, потому что следует исходить из того, что он забыл то, о чем не

упомянул в свое время.

- 19. Никто не может быть потревожен и заключен в тюрьму по простой

презумпции о ереси, имеющей основанием лишь то, что он воспитан среди евреев

или еретиков.

20. Из церквей выбросят все санбенито, и эти одежды не будут более

носиться на улицах.

21. Кара пожизненного заключения (В тюрьме будет упразднена, потому что

там