Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

различны и отдельны.

10. В каждом трибунале святой инквизиции должно быть хранилище архивов,

запирающееся на три ключа, из которых два должны находиться в руках двух

секретарей, а третий в руках фискала; если секретарь сделает упущение в

своей обязанности, он будет отрешен от должности и присужден к наказанию по

закону. - По-видимому, эту статью постановили, чтобы заставить забыть

прежнее распоряжение, предписывавшее держать бумаги в сундуке. В самом деле,

после восемнадцати лет судопроизводства не без основания подумали об

установлении архивов, как бы они ни были ничтожны по объему, как это можно

предположить. Положение осужденных, как мы его изложили, достаточно это

доказывает.

11. Секретарь должен получать свидетельские показания не иначе, как в

присутствии инквизитора, причем должны быть приглашены для проверки

первоначальных показаний два священника, не входящие в число служащих

трибунала. - Эта статья могла быть исполнена только такими свидетелями,

которые жили в месте, где имел свою резиденцию инквизитор; это было

невозможно осуществить даже в Мадриде, потому что в часы, когда собирался

трибунал, инквизиторы разбирали судебные дела, а остальное время дня

употребляли на особые порученные им работы, каждый в своем ведомстве. Это

было причиной, почему заслушание и разбор свидетельских показаний поручили

особым комиссарам.

12. Инквизиторы должны озаботиться учреждением общей инквизиции в тех

городах, где ее еще не существует.

13. В затруднительных делах они должны совещаться с советом, посылая

ему документы, лишь только они будут потребованы.

14. Для женщин должна быть устроена отдельная от мужчин тюрьма. - Эта

предосторожность заставляет предполагать, что в этом отношении были допущены

злоупотребления, и одной этой предосторожности недостаточно, чтобы вполне им

помешать. Время от времени происходили вещи, делавшие мало чести трибуналу.

15. Работа должностных лиц трибуналов должна длиться шесть часов в

день, из них три часа утром и три часа вечером, причем должностные лица

собираются у инквизиторов, по их требованию. - В течение восемнадцатого

столетия служащие работали всего три часа в день и их работа происходила

утром.

16. После того как инквизиторы получат от свидетелей присягу в

присутствии фискала, последний должен быть удален и не допускаться к

заслушанию показаний.

XIII. Помимо этих указов Торквемада установил некоторые распоряжения

отдельно для каждого чиновника святого трибунала, чтобы в совершенстве

выполнить предначертания правительства. Так, он определил, чтобы каждый

служащий давал присягу ничего не укрывать из того, что он мог видеть или

слышать; чтобы инквизитор не оставался никогда наедине с заключенным; чтобы

тюремщик никому не позволял с ним говорить и смотрел тщательно, чтобы в

приносимой еде не было спрятано каких-либо писем или документов.

XIV. Эти распоряжения были последними, которые установил Торквемада. Но

его преемник дом Диего Деса 17 июня 1500 года опубликовал в Севилье пятую

инструкцию. Она была разделена на семь статьей. Четвертая из них запрещает

аресты за легкие проступки, вроде богохульств, произнесенных в раздражении.

Пятая гласит, что в случае, если сочтут возможным допустить каноническое

оправдание, обвиняемый присягнет в присутствии двенадцати свидетелей,

которые, в свою очередь, заявят, что они верят в истину его слов. Шестой

статьей постановлено, что, когда кто-либо, схваченный по приказу трибунала,

как сильно заподозренный, будет допущен к оправданию присягой, он должен

обещать не иметь более общения с еретиками, преследовать их всеми способами,

какие только в его власти, доносить на них инквизиции и точно отбывать свою

епитимью, давая согласие на то, что в противном случае он будет наказан как

рецидивист. Седьмая статья предписывает то же по отношению к тому, кто

произносит отречение как формальный еретик. Нет надобности давать

комментарий для доказательства бесчеловечности этих двух последних

распоряжений, потому что известно, что вторично впавший в ересь присуждался

к передаче светскому судье, то есть к сожжению, даже в том случае, если он

раскаивался.

Статья вторая

МНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

I. Таковы законы, обосновавшие святую инквизицию в Испанском

королевстве.