Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

Из

этого числа десять тысяч двести двадцать были сожжены живьем, шесть тысяч

восемьсот шестьдесят - фигурально как осужденные заочно и девяносто семь

тысяч четыреста подверглись публичной епитимье и были лишены своего

имущества в громадном большинстве без улики, на основании лишь одного

оговора недоброжелателя или доноса несчастного, которого подвергли пытке,

чтобы вырвать имена тех, отступничество коих он знал или предполагал; самое

большее против этой массы людей было два или три показания в этом роде,

различавшиеся между собой в изложении фактов или времени, места и других

обстоятельств. Приведенные мною данные об осужденных далеко не исчерпывают

всех жертв инквизиции, как я это покажу в другом месте, приведя

соответствующие доказательства.

4. В процессах, начатых против умерших, инквизиция не должна уклоняться

от их ликвидации за недостатком улик, ни делать постановления об отсрочке в

ожидании новых улик, потому что из этого может произойти значительный вред

для детей, устройство которых останавливается из боязни неблагоприятного

исхода судебного дела. - В побуждении, продиктовавшем эту меру, можно видеть

некоторую человечность, но инквизиторы были слишком фанатичны, чтобы

предаваться гуманным чувствам. Если бы они почитали святые законы, то

никогда не стали бы возбуждать процессов против людей, умерших с напутствием

[361] и погребенных с церковными обрядами. Надо было иметь душу людоедов и

быть более жадными, чем евангельский скупец, чтобы вырывать из земли

мертвых, обесчещивать их память, сжигая их останки с их изображением, и

конфисковать имущество, которым спокойно пользовались невинные потомки или

которое было законно приобретено лицами, никогда не подозревавшимися ни в

отступничестве, ни в ереси.

5. Нельзя накладывать большого количества денежных взысканий даже

тогда, когда не хватает фондов на жалованье служащим. - Это правило было

старинное; но ловушка была всегда расставлена, и распоряжение оставалось без

действия всякий раз, когда инквизиторы могли придать своим решениям

видимость справедливости.

6. Инквизиторы не могут заменять ни тюремное заключение, ни какое

другое физическое воздействие денежным штрафом, но только постом,

милостыней, паломничеством и другими епитимьями в этом роде. Та же статья

сохраняла за главным инквизитором право освобождать от санбенито и разрешать

детям и внукам осужденных одеваться, как и другие люди. - Это узаконение

предполагает, что инквизиторы были повинны в том, что так строго

запрещалось, хотя они и были наделены церковными бенефициями в целях

обеспечения своего содержания. Однако я покажу, что замены и изъятия

наказаний впоследствии составляли часть преимуществ главного инквизитора.

7. Инквизиторы должны тщательно рассматривать, следует ли допускать к

примирению с Церковью тех, кто признался в своем преступлении после ареста.

- Ведь многолетнее существование дает возможность смотреть на этих людей как

на уклонившихся от суда. Это распоряжение принадлежит к тем, которые лучше

всего доказывают дух святого трибунала и пристрастие его приспешников к

сжиганию людей, так как в нем нельзя не признать бесчеловечности. Разве Бог

не допускает обращения грешников, раскаивающихся в час смерти?

8. Инквизиторы должны публично наказывать свидетелей, уличенных в даче

ложных показаний. - Чтобы это хорошо понять, следует знать, что на основании

кодекса инквизиции можно быть ложным свидетелем двумя способами: во-первых,

клевеща; во-вторых, заявляя, что не знаешь ни одного разговора и ни одного

преступного действия, о котором спрашивают по делу человека, обвиняемого

перед инквизицией. В продолжение моих изысканий я часто находил свидетелей

этого второго рода, наказанных за отрицание фактов, показанных другими

свидетелями, чего не случалось почти никогда с теми, которые принадлежали к

первого рода лжесвидетелям, потому что было почти невозможно установить

клевету свидетельскими показаниями в условиях, когда заключенный не был в

состоянии назвать свидетеля и когда даже при предположении, что он догадался

о нем, с этим не хотели соглашаться.

9. Ни в одной инквизиции не могут быть допущены в качестве служащих два

лица, находящиеся в какой-либо степени родства, ни господин и его слуга,

даже в тех случаях, когда их должности