Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

книги во втором томе моей Летописи испанской

инквизиции. Это сочинение анонимно и посвящено принцу Астурийскому, Карлу

австрийскому, который был потом испанским королем и германским императором.

Это сочинение озаглавлено: О правлении государей. Оно имеет целью

наставление принца, увещевая его подражать тому, что, по его словам, он

видел в царстве Истины, управление коего он описывает, а также поведению

короля, которого Хименес называет Пруденцианом. Текст книги показывает, что

речь идет об Испанском королевстве и что под покровом истории автор хотел

изложить пагубные последствия некоторых мероприятий и обычаев,

существовавших там, которые поведение мнимого Пруденциана должно было

упразднить. Двенадцатая книга, содержащая главы с 271 до 292 включительно,

целиком посвящена рассказу о том, как поступает Пруденциан в царстве Истины

для уврачевания зол, причиненных инквизицией.

III. Он говорит, что этот государь, узнав, что среди инквизиторов

имеется несколько добросовестных людей, велел им явиться и приказал

рассказать, ничего не утаивая, все, что происходит в королевстве. Он изложил

известные всем несправедливость и неудобства некоторых законов и высказал

изумление, что, вопреки своей честности и любви к правде, они не имеют об

этом никакого понятия или, зная все, не противятся этим безобразиям. Они

ответили, что все, что передали королю, действительно верно; они осознают

необходимость противиться злу, но не осмеливаются ничего предложить из

страха преследования со стороны других инквизиторов. Пруденциан созвал тогда

общее собрание, состоявшее из главного инквизитора, членов совета,

ординарных инквизиторов и других справедливых и известных с хорошей стороны

людей. На нескольких заседаниях король рассказал собранию о беспорядках,

порождаемых законами учреждения, и предложил новые, чтобы помирить честь

семейств, разумную свободу и подавление клеветы с чистотою католической

религии в королевстве. Предложения государя подали повод к большим спорам;

наконец большинство голосующих признало справедливость и необходимость

реформы, которую хотел ввести король. Было решено привести ее в исполнение.

С этого момента царство Истины управлялось согласно желанию народа, и никто

более не мог жаловаться ни на клевету, ни на насилие.

IV. Я не стану останавливаться на подробном пересказе бедствий,

описанных в аллегорическом романе Хименеса, являющихся последствием

инквизиционного способа судопроизводства, потому что читатель легко заметит,

что они не должны отличаться от тех, которые я изложил в этой Истории. Что

касается средств преобразования, то прежде всего были названы уничтожение

тайны, публичность судопроизводства, течение его в согласии с законами

королевства и запрещение инквизиторам вмешиваться в дела, не касающиеся

ереси, расследование коих принадлежит судам, разбиравшим их до учреждения

инквизиции. Может быть, кардинал Хименес поручил какому-нибудь ученому из

числа тех, кому он покровительствовал, составить этот труд и послать его в

Германию, чтобы его чтение могло расположить к реформе трибунала внука и

наследника государя, который был основателем инквизиции.

V. Действительно, Карл обещал реформу инквизиционных трибуналов

кортесам, которые просили его об этом, как мы это увидим дальше; но

достоверно, что Хименес оставил свою систему либо потому, что наслаждение

властью стало для него неотразимо привлекательным, либо потому, что общение

и беседы с инквизиторами изменили его настроение. Поэтому в самые

критические моменты он воспротивился с привычным ему упорством реформе,

которую хотели ввести, и употребил даже подкуп, чтобы ее провалить. Это я

докажу еще до окончания этой главы. Поэтому труд Хименеса остался

ненапечатанным - такую силу имеют страсти над людьми, которых безумное

преклонение украшает именем великих.

VI. Разделение королевств Кастилия и Арагон, происшедшее в это время, и

мысль, что более не нужно иметь столько трибуналов инквизиции, сколько есть

епархий, привели к тому, что Хименес распределил их по провинциям. Он

учредил инквизицию в Севилье, Кордове, Хаэне, Толедо, Эстремадуре, Мурсии,

Вальядолиде и Калаоре. Он определил для каждого трибунала территорию, на

которую должна простираться его юрисдикция. В то же