Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

суда

инквизиторов; кроме того, папа требует запретить всем другим судьям

вмешиваться в судопроизводство инквизиции в силу апостолических поручений,

которые он формально отменяет настоящей буллой.

XXXII. Таков был ответ Александра VI на возражения Фердинанда и

Изабеллы. Однако он не ограничился этим. Считая как бы недостаточным

последний апостолический декрет, он опубликовал новый от 31 августа 1502

года, уполномочивая главного инквизитора разбирать все апелляционные дела

через доверенных лиц по его выбору, чтобы избежать отправки судебных дел в

Рим и перемещения узников, арестованных и содержащихся на островах или в

других местностях, удаленных от курии, которая тогда не имела постоянной

резиденции.

XXXIII. Не трудно видеть несправедливость закона, делавшего

бесполезными произведенные затраты и потерянное время обвиняемых,

старавшихся получить передачу дел и отводы по своим процессам, подчиненным

для разбора уполномоченным судьям, назначенным самим папой. Но это ничуть не

останавливало папу: ему нужно было во что бы то ни стало угодить испанскому

двору. Уже были получены значительные суммы за выпуск двух бреве, и папа с

удовольствием видел, что его последняя мера не помешает апелляциям

по-прежнему в большом количестве притекать в Рим. Действительно, дело

приняло такой оборот, что, невзирая на две буллы Александра VI, эти два вида

апелляций продолжали с успехом употребляться под различными предлогами.

XXXIV. Среди жалоб, поступавших в римскую курию, надо считать и просьбы

о реабилитации. Так как бесчестие, являясь одним из наказаний за ересь,

делало недоступными для осужденных государственные и общественные должности,

то множество людей обращалось в Рим с просьбой о милости и об освобождении

их от этой части наказаний. Верная своему намерению исполнять за деньги все

просьбы такого рода, курия не отказывала ни в одной npofb6e, мало беспокоясь

тем, что такое поведение Рима не нравилось инквизиторам и вызывало их

недовольство. По своей безнравственности курия стояла выше этих соображений;

она и нисколько не сомневалась, что эти новые милости будут точно так же

плохо встречены инквизиторами и королевским двором и будут столь же

бесполезны, как и прежние привилегии и милости.

XXXV. На самом деле Фердинанд и Изабелла (которых инквизиторы не

замедлили уведомить о происшедшем) просили папу аннулировать новые

реабилитации и пожалованные папою льготы. Александр, жертвуя честью святого

престола и участью множества жертв, желая понравиться монархам, буллою от 17

сентября 1498 года отменил все буллы, выпущенные его предшественниками и им

самим, с особой оговоркой, что при получении кем-либо в будущем подобной

буллы он уполномочивает инквизиторов смотреть на них как на случайно

вырванные у власти и отклонять их как недействительные и не имеющие силы.

XXXVI. Хотя политика испанского двора имела своей целью, по

существенному мотиву, поставить всех испанцев, обвиняемых в ереси, под

исключительную юрисдикцию инквизиторов полуострова, случилось однако, что

римская курия в этом же году приняла вторично множество беглецов,

ходатайствовавших об апостолическом примирении. Они устроились в Риме, и это

привело к привлечению их впоследствии к суду инквизицией; 29 июля 1498 года

перед базиликой Св. Петра [367] произошло аутодафе двухсот пятидесяти

испанцев, изобличенных в возврате к иудаизму, подобное тому, которое было

совершено в 1488 году, в присутствии архиепископа Реджио [368], римского

губернатора, Хуана де Картахены, испанского посла, Октавиано, епископа

Мазары, референдария [369] папы, Доменико де Якобачиса и Джакомо де Драгати,

членов апостолического суда, и Пабло де Монелио, испанца, францисканского

монаха, папского пенитенциарного судьи по делам испанской нации. Александр

VI присутствовал на возвышенной трибуне при исполнении приговора.

Осужденных, кроме других епитимий, подвергли обязательству появиться в

унизительной одежде санбенито. Получив отпущение и примирение с католической

Церковью, они попарно вошли в Ватиканскую базилику для молебна и вернулись в

том же порядке в церковь Св. Марии Sopra Minerva [370]. Там они скинули

санбенито и вернулись к себе, не нося более никаких знаков позорящего их

приговора.

XXXVII. 5 октября 1498 года