Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

этим, чтобы произвести реакцию и испросить учреждение святого

трибунала как полезного и даже необходимого против новохристиан. Фердинанд

равным образом сумел извлечь выгоду из этого события для исполнения своих

намерений. Политический расчет внушил ему, как и Изабелле, мысль почтить

память Арбуеса с некоторого рода торжественностью, что сильно способствовало

тому, чтобы выдать его за святого и окружить его особым культом в церквах.

Это случилось гораздо позже, когда папа Александр VII [347] 17 августа 1664

года причислил Арбуеса к лику блаженных как мученика за веру. А в свое время

ему воздвигли великолепную гробницу, и его тело было в нее положено 8

декабря 1487 года. На гробнице высекли следующую надпись:

'Quis jacet hoc tumulo? Alter fortissimus lapis

Qui arcet virtute cunctos a se ludaeos:

Est enim Petrus sacer firmissima petra,

Supra quam Deus edificavit opus;

Caesar augusta, gaude beata quae

Martirum decus ibi sepultum habes.

Fugite hinc retro, fugite cito ludaei.

Nam fugat pretiosus pestem hyacinthus lapis'.

'Кто покоится в этой гробнице? Второй сильнейший камень, который своею

силою удаляет отсюда всех евреев: ибо священный Петр - крепчайший камень, на

котором Бог основал свое дело [т. е. инквизицию]. Счастливая Сарагоса!

Радуйся, что хранишь здесь погребенным того, кто составляет украшение

мучеников. Бегите отсюда, бегите поспешно, иудеи, потому что драгоценный

камень гиацинт прогоняет чуму'.

II. Каменная статуя, которую Фердинанд и Изабелла воздвигли Арбуесу,

имеет следующую надпись:

'Reverendus magister Petrus de Epila, hujus sedis canonicus, dum in

haereticos ex officio constanter inquirit, hie ab eisdem confossus est ubi

tumulatus anno Domini 1485, die 15 Septembris.

Ex imperio Ferdinandi et Elisabeth in utraque Hispania regnantium'.

'Достопочтенный магистр Педро де Эпила, каноник этой церкви, в то время

как он с настойчивостью выполнял свою обязанность инквизитора против

еретиков, был убит ими на этом месте [где находится его гробница] 15

сентября 1485 года. [Этот памятник воздвигнут] по повелению Фердинанда и

Изабеллы, государей обеих Испаний'.

III. Внизу статуи поместили барельеф, изображавший часть события. В

часовне, устроенной во имя этого святого рядом с его гробницей, видна еще

другая надпись, следующего содержания:

'Eadem Elisabeth Hispaniarum regina singulari in perpetuum pietate,

ejus confessori (vel potius martiri) Petro de Arbues sua mpensa construere

mandavit'.

'Та же испанская королева Изабелла приказала воздвигнуть [этот

памятник] своему духовнику (или скорее мученику) Петру Арбуесу'.

IV. Здесь Арбуесу присвоено звание духовника королевы (хотя он им не

был), потому что оба государя, чтобы сделать особу инквизиторов более

почтенной, сочли уместным даровать им звание, связанное с почестями, коими

пользовались настоящие королевские духовники. Это объясняет, почему Томас

Торквемада часто называется духовником государей.

V. Когда состоялась беатификация Педро и прах его был перенесен в его

часовню, на прежнем месте его погребения был положен большой камень со

следующей надписью, которую я, несмотря на ее длину, считаю должным привести

как исторический документ:

'Siste viator: locum adoras ubi beatus Petrus de Arbues duobus fere

jaculis jacuit; cui Epila ortum, haec metropolis canonicatum dedit. Sedes

apostolica primum inguisitorem fldei patrem elegit; ob cujus ardorem ludaeis

exosus ab ipsis jaculatus hie martir occubuit anno 1485. Serenissimus

Ferdinandus et Elisabeth mar-moreum extruxere mausoleum ubi miraculis

claruit Alexander VII, pontifex maximus numero sanctorum martirum et

beatorum adscripsit, die 17 aprilis, anno 1664. Reserato sarcophago sacri

cineres sub altari capellae (sexaginta quinque dieram spatio ex eodem tumulo

fabricatae a Capitulo) solemni ritu et veneratione translati fuerunt die

vigessima tertia septembris, anni millessimi sexcentessimi sexagessimi

quarti'.

'Прохожий, остановись. Ты поклоняешься месту, где упал под двумя

ударами блаженный Педро Арбуес, жизнь которому дала Эпила, а эта церковь -

звание каноника. Апостолический престол избрал его первым отцом инквизитором

веры; за свою ревность возненавиденный евреями, ими убитый, здесь пал он,

как мученик, в 1485