Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

и обратились затем в римский пенитенциарный суд для получения

отпущения от папы, или от председателя суда, или от какого-либо другого

церковного судьи, назначенного на этот предмет Его Святейшеством. Они были

хорошо приняты, и римская курия послала бреве испанским инквизиторам с

запрещением тревожить и преследовать иудействующих христиан, получивших

отпущение.

XII. Инквизиция протестовала против папского бреве, будучи убеждена,

что в случае признания за ним силы закона не останется никого, кто бы не

последовал его указанию, и при помощи этого косвенного пособия даже еретик

достиг бы обеспечения своей безнаказанности. Иннокентий VIII ответил 10

ноября 1487 года, что отпущение, жалуемое в подобном случае, касается только

суда совести.

XIII. Невольно спрашивается, что, собственно, запрещал испанским

инквизиторам римский пенитенциарный суд? И зачем так обманывать доверие

просителей, которые отдали свои деньги за бесполезные буллы? Это

обстоятельство вызывает в памяти то зло, которое римская курия причинила

религии своей жадностью; без этой ужасной жадности Европа, может быть, была

бы вся католической.

XIV. Устрашенные угрожавшей опасностью, многие испанцы решили для

избежания ее отправиться в Рим; здесь они были милостиво приняты, потому что

привезли с собой деньги. Двести тридцать из них получили отпущение при

условии, что вернутся в Испанию лишь с разрешения Фердинанда и Изабеллы.

Папские комиссары известили об этом главного инквизитора Испании 10 сентября

1488 года, чтобы он сообщил это инквизиторам королевства.

XV. Нельзя видеть без полного удовлетворения благополучия этих

испанцев; но возмущает непоследовательность римской курии и старание

окольными путями притянуть к себе золото чужеземцев, не показывая вида, что

она не исполняет своих обещаний.

XVI. Политика Александра VI, оставаясь такой же несправедливой, была

более согласована с усвоенными принципами. Этот папа 12 августа 1493 года

подписал бреве, в котором заявлял о полученном им сведении, что Педро,

присяжный и палач Севильи, его жена Франсиска и некоторые другие жители

города и окрестностей были привлечены к суду и юридически изобличены в ереси

и отступничестве; что они получили от его предшественника Сикста IV бреве на

отпущение и тайное примирение с церковью апостолическими комиссарами,

которые были взяты не из среды инквизиторов, и что вследствие этого один из

исполнителей бреве довел свое безрассудство до того, что возбудил процесс

против самих инквизиторов, запрещая им, под страхом законной кары, нарушать

бреве без предварительного заключения прокурора. Это вызвало большой скандал

и в высокой степени скомпрометировало честь и интересы инквизиции. Папа

прибавлял, что для исправления этого великого зла он приказывает

инквизиторам, не обращая внимания на буллу Сикста IV и на отпущения,

примирения с Церковью и воспрещения, являющиеся ее последствием, вести

судебное дело против Педро, Франсиски и их сообщников.

XVII. Эта декларация была недостаточна для успокоения и полного

удовлетворения инквизиторов. Поэтому 12 марта 1494 года папа Александр VI

писал Фердинанду и Изабелле. Изложив вышеупомянутые происшествия, он

говорил, что бреве Сикста IV было исполнено стараниями архиепископа Эворы,

что инквизиторы произнесли окончательный приговор против виновных, объявляя

их беглыми еретиками и принуждая к выдаче в руки светской власти; вследствие

этого они были сожжены фигурально и их имущество было конфисковано в пользу

государства; некоторые из обвиняемых, придавая отпущению архиепископа Эворы

больше значения, чем оно имело по закону, претендовали на отклонение

юрисдикции инквизиторов и на ввод во владение своим имуществом; все

обстоятельства этого дела склонили Иннокентия VIII, его непосредственного

предшественника, к аннулированию всех бреве, подписанных им самим и Сикстом

IV по делу об отпущениях и воспрещениях в частной форме, отличной от той,

которая свойственна инквизиторам и епархиальным епископам. Ввиду всего этого

он, Александр VI, желая держаться образа действий Иннокентия VIII,

приказывает, чтобы все приговоры, вынесенные против указанных преступников,

имели силу, как того требует закон, и строго исполнялись как в отношении

наследников осужденных и их имущества, так