Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

в 1490 и последующих годах до 1524 года. Этот подсчет

можно найти в восьмой главе моей Истории и в севильской надписи.

XIV. Несмотря на ужасающее число казней, надо сознаться, что Хименес

принял меры к ослаблению деятельности инквизиции. Самой важной было

назначение для новохристиан отдельной церкви в городах, где было много

приходов, и обязательство приходского священника удвоить усердие для их

наставления и более частого посещения их домов {Кинтанияья. Жизнь кардинала

Хименеса де Сиснероса. Кн. 9. Гл. 17.}.

Статья шестая

ПРОЦЕСС ОДНОЙ СВЯТОШИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ЛИЦ

I. Среди множества процессов, разбиравшихся в правление Хименеса,

некоторые заслуживают отдельного упоминания. В 1511 году наделал много шума

процесс одной женщины, известной под именем Святоши (Beata). Отец ее был

хлебопашцем в Пьедраите, в епархии Авилы. Воспитанная в Саламанке, она с

таким жаром предалась подвигам молитвы и покаяния, что ее разум, ослабленный

лишениями, помутился, и она стала галлюцинировать. Ей представлялось, что

она постоянно видит Иисуса Христа и Святую Деву, и она разговаривала с ними

при всех, как будто бы они были налицо. Она носила платье святоши или

монахини третьего ордена св. Доминика и называла себя супругой Иисуса Христа

[447]. Будучи убеждена, что Святая Дева сопровождает ее повсюду, она

останавливалась во всех дверях, в которые ей надо было входить,

выпрямлялась, как бы давая пройти тому, кто шел рядом с ней, и уверяла, что

Богоматерь заставляет ее идти впереди в качестве супруги Бога, ее сына. Она

со смирением отказывалась от этой чести, громко говоря во всеуслышание: 'О

Дева, если бы ты не родила Христа, я не могла бы быть его супругою. Матери

моего супруга подобает идти впереди меня'. Она постоянно была в

экстатическом состоянии. Ее руки и лицо утрачивали свой естественный цвет, а

напряженность ее членов и нервов была так велика, что казалось, ее пальцы не

имели суставов и тело не способно ни к какому движению. Народ верил, что она

творит чудеса. Король, узнав обо всем, вызвал ее в Мадрид. Он и главный

инквизитор говорили с нею. Богословы всех орденов были запрошены, но

оказались несогласны во мнениях. Одни считали ее святою, исполненною духа

Божия и любви к Богу; другие говорили, что она находится в 'прелести'

(самообмане) и одержима фанатизмом. Никто не обвинял ее ни в лицемерии, ни

во лжи. Обратились в Рим, чтобы узнать, как поступить с нею, и папа приказал

своему нунцию и епископам Вика и Бургоса открыть истину и прекратить скандал

в его источнике, если будет доказано, что в состоянии этой девицы нет

никакого участия Святого Духа. Король и главный инквизитор составили хорошее

мнение о Святоше и считали ее вдохновленной. Папские комиссары не нашли

ничего, в чем можно было упрекнуть ее поведение и речи; они сочли нужным

выждать, пока само провидение покажет, одушевляет ли ее дух Бога или

дьявола. Инквизиторы предприняли процесс, исследуя, нет ли налицо элементов,

дающих повод к подозрению и обвинению в ереси иллюминатов [448]. Так как

король и главный инквизитор Кастилии, по-видимому, ей покровительствовали,

то она благополучно вышла из испытания, а ее состояние продолжало быть

загадкой. Множество людей приписывало его бессилию ее воображения, между

прочим, и член совета Индий Педро Мартир д'Англериа {Педро Мартир д

'Англериа. Книга писем. Письма 428 и 429.}. Этот счастливый конец дела

(имевшего своей причиной обман или безумие) составляет исключительный

контраст с сожжением, которому подверглись многие тысячи людей за отказ

работать по субботам или за подобные незначительные поступки, которые были

сочтены за улику того, что они впали в иудаизм.

II. В 1517 году инквизиторы Куэнсы затеяли процесс против памяти,

доброго имени и имущества Хуана Энрикеса де Медины по обвинению в ереси,

хотя перед смертью этот испанец принял напутствие и соборование. Объявив его

еретиком, нераскаянным лжехристианином, они осудили его память и доброе имя,

велели вырыть останки, чтобы сжечь их без санбенито, и конфисковать

имущество. Наследники апеллировали к главному инквизитору, который назначил

уполномоченных судей. Но инквизиторы отказались сообщить документы процесса

и имена свидетелей, и это заставило наследников обратиться к папе. Тот

поручил 8 февраля 1517