Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

инквизиции появился и в этой

области по мотивам, о которых я вскоре расскажу.

III. В 1492 году некрещеные евреи были изгнаны из Испанского

королевства. Участие в этом деле Торквемады и других инквизиторов обязывает

меня войти в некоторые подробности. Евреев обвиняли в подстрекательстве к

вероотступничеству тех, кто стал христианином; им приписывали много

преступлений, совершенных не только против христиан, но и против религии и

спокойствия государства. Вспоминали закон из так называемого Свода частей

[372], изданный в 1255 году Альфонсом X, в котором говорится об обычае

евреев похищать христианских детей и распинать их в Великую пятницу для

осмеяния воспоминаний о Спасителе мира. Рассказывали историю св. Доминика де

Валя, ребенка из Сарагосы, который был распят в 1250 году [373]. Толковали о

краже священной гостии в Сеговии в 1406 году и об издевательствах евреев над

ней. Говорили о заговоре, организованном в Толедо в 1445 году, причем должны

были последовать пороховые взрывы на улицах города во время процессии в

праздник Святого таинства; [374] о заговоре в Таваре, местечке между Саморой

и Бенавенте [375], где видели, как евреи разбрасывали железные капканы [376]

по улицам, по которым жители должны были бежать без обуви среди пожара,

охватившего их дома. Вспоминали мученическую смерть других детей, похищенных

и умерщвленных ими подобно Сыну Божию: в 1452 году в Вальядолиде; в 1454

году на земле маркиза д'Альмарса близ Саморы; в 1468 году в Сепульведе, в

епархии Сеговии. Припоминали издевательства над крестом в 1488 году на поле

Убежище лани (Puerto del gamo), между местечками Касар и Гранадипья, в

епархии Корин; [377] похищение ребенка из города Ла-Гуардия [378], в

провинции Ла-Манча [379], в 1489 году и его распятие в 1490 году; попытку

подобного же преступления в Валенсии, которому помешало совершиться

правосудие. К этим обвинениям прибавляли еще другие в том же роде. Обвиняли

врачей, хирургов и аптекарей из евреев в злоупотреблении профессией для

причинения смерти множеству христиан; между прочим, смерть короля Энрике III

приписывали его врачу Маиру.

IV. Я не знаю, какого доверия заслуживают приводившиеся доказательства

этих преступлений. Но если даже допустить, что имелись основания считать их

истинными, то отсюда никоим образом не вытекала необходимость изгнания всех

евреев из королевства. Религия и политика обязывали обращаться с ними с

кротостью и отдавать их хорошему поведению уважение, в котором не отказывали

христианам, и карать лишь тех, кто был виновен в каком-нибудь преступлении,

как в таком случае поступили бы с испанцами, изобличенными в убийстве или

каком-либо другом преступлении. Презрение и дурное обращение христиан

естественно вызывали чувство мести со стороны евреев и заставляли их

проникаться страшной ненавистью к гонителям. Если бы Испания проводила в

отношении евреев иную политику, она превратила бы их в новых людей, похожих

на тех потомков испанских евреев, которые, поселившись в разных европейских

странах, считаются ныне там полезными, хорошими и спокойными гражданами,

потому что их там не унижают и никто их оттуда не изгоняет.

V. Испанские евреи знали об угрожавшей им опасности. Будучи убеждены,

что для предотвращения ее достаточно предложить Фердинанду деньги, они

обязались доставить тридцать тысяч дукатов на издержки по войне с Гранадой,

которая как раз в это время была предпринята Испанией; кроме того, евреи

взяли на себя обязанность не давать никакого повода к тревоге правительства

и сообразоваться с предписаниями закона о них, жить в отдельных от христиан

кварталах, возвращаться до ночи в свои дома и воздерживаться от некоторых

профессий, предоставленных только христианам. Фердинанд и Изабелла готовы

были отнестись благожелательно к этим предложениям, но Торквемада был

извещен обо всем. Этот фанатик имел дерзость явиться с распятием в руке к

государям и сказать им: 'Иуда первый продал своего Господа за тридцать

сребреников; Ваши Высочества думают продать его вторично за тридцать тысяч

монет. Вот он, возьмите его и поторопитесь продать'. Фанатизм доминиканца

произвел внезапный поворот в душе Фердинанда и Изабеллы. 31 марта 1492 года

они издали декрет, которым все евреи, мужского и женского пола, обязывались

покинуть Испанию до 31 июля того же года под угрозой