А. Безант

В преддверии храма

вниз и

таким образом влиять на дух своего времени тонкими энергиями мысли,

деятельными мысле-образами, которые тем сильнее воздействуют на мир,

что они невидимы и не признаны людьми. По мере того, как растет знание

человека, мысль обретает для него новое значение, он понимает

ответственность мысли, ответственность, которая возлагается на него

только потому, что он мыслит; он понимает, что эта ответственность

простирается гораздо дальше, чем он может видеть. Самым реальным

образом он ответственен и за преступления, и за героические подвиги,

которые совершаются в обществе; он понимает, что человек, совершающий

то или иное действие, не один отвечает за свой поступок, ибо каждый

поступок есть проявление, настоящее воплощение идей, и каждый

участвующий в рождении этих идей принимает на себя и ответственность

за данный поступок. Приняв эту более широкую точку зрения, человек

понимает, что он должен управлять своими мыслями. Поняв всю

ответственность за свои мысли и, следовательно, за качество этих

мыслей, он начинает замечать, что род мыслей, которые он притягивает к

себе из внешнего мира, сходен с теми мыслями, которые он сам рождает.

Он не только магнит, отсылающий токи силы мысли в пределах магнитного

поля, но он также магнит, привлекающий к себе те субстанции, которые

отвечают на высылаемую им магнитную силу; его ум будет полон добрых

или низких мыслей, смотря по тому направлению, в котором он сам

работает. Рождая благую мысль, он не только исполняет свой долг по

отношению к ближним, но, как это всегда бывает, если человек в

гармонии с божественным законом, он сам выигрывает от того, что дает.

В каждом случае, когда он посылает в мир благородную мысль, он создает

в себе центр, к которому другие благородные мысли сами собой притекают

как бы по магнетическому сродству, и ум его получает помощь и

укрепление. С болью и со стыдом он должен признать, что, послав в мир

нечистую мысль, он в своем сознании создал подобный же нечистый центр,

который привлечет витающие в атмосфере низкие мысли и увеличит его

склонность ко злу, подобно тому, как благородные мысли увеличивают его

склонность к добру.

Признав эту связующую нас общность мысли, он изменит свое внутреннее

настроение, почувствует всю свою ответственность за то, что он дает и

принимает в себя, признает те нити, которые по всем направлениям

тянутся от него и к нему; он признает в своей ежедневной жизни

необходимость постоянно считаться с мыслями и поймет, что в сфере

невидимом рождаются все те силы, которые проявляются в психической и

физической жизни. Но когда он вступает в Преддверие, он поднимается

еще на одну высшую ступень. Он теперь ученик, он стоит на пороге той

крутой тропы, которая прямо ведет кверху, он находится на испытании

перед вступлением на этот путь.

Он начинает признавать, что за умом находится нечто большее и что это

нечто находится в такой же связи с его умом, в какой ум находится с

природой желания. Развиваясь, человек признает господство ума над

желаниями; подходя к порогу Преддверия, он признает — и это признание

открывает ему Врата, — что этот ум, который казался ему таким великим,

таким могущественным, этот ум, о котором один мыслитель сказал, что во

вселенной ничего нет более великого, чем человек, и ничего более

великого в человеке, чем ум его, — что этот ум стушевывается перед

величием того, что бесконечно выше, бесконечно шире и что на мгновение

сверкает подобно молнии и затем снова скрывается.

Слабо, неясно еще улавливает он луч света, озарившего его ум свыше, и

вместе с тем он уже как-то странно предчувствует, что этот луч — он

сам. Вначале он смущен, он как бы ищет в темноте, он старается понять

различие между этим новым Светом и своим умом, он чувствует, что этот

свет — он сам и в то же время нечто большее, чем он. Он не знает,

откуда пришло это озарение; было ли оно просто сновидением или мечтой.

Но прежде чем идти дальше, мы должны ясно определить значение слов

"ум", "душа" и "дух". Нельзя играть со словами, надо понять всю их

ценность. Я определяю душу как то, что индивидуализирует Мировой Дух,

что сосредоточивает в одной точке вселенной свет; сосуд, в который

изливается дух так, что в этом сосуде он кажется отдельным, —

тождественный по существу, но отдельный в проявлении. Это разделение

совершается для того, чтобы индивид мог развиваться и расти, чтобы в

каждой сфере вселенной раскрывались его скрытые силы, чтобы он мог

познавать на физическом и психическом планах так же, как и на

духовном,