А. Безант

В преддверии храма

больше в малых вещах, которые не

захватывают внимания, не льстят нашему самолюбию. Человек, сознательно

работающий для достижения избранной цели, пользуется всем окружающим,

чтобы дисциплинировать себя. Самовоспитание (самодисциплина) есть ключ

ко всей работе.

Следует составить известный план жизни, известные правила и строго

придерживаться их, меняя их, если нужно, вполне сознательно. Возьмем

такую простую вещь, как определенное правило утреннего вставания. тело

также требует контроля, поэтому следует назначить наилучшее время для

своей работы и для домашних обязанностей и соблюдать эти правила.

Нельзя позволять своему телу самому выбирать свой час вставания, нужно

воспитать его так, чтобы оно, как покорный слуга, мгновенно и

автоматически повиновалось велению воли. Если через некоторое время

будет заметно, что час плохо выбран, следует изменить его: не следует

во имя упражнения воли терять гибкость, но менять свои решения нужно

вполне сознательно и по своему собственному почину, а не под влиянием

страсти, желания или эмоции. Низшая природа должна быть

дисциплинированна, но регулируя нашу жизнь, мы ни в каком случае не

должны мешать окружающим нас.

Когда весь этот путь к созиданию характера усвоен, человек приступает

к изучению самого характера, ибо работать нужно с раскрытыми глазами и

со знанием, а не в слепоте.

Мудро взять себе в образец план, по которому работали великие люди, и

с такой помощью двигаться к вратам Храма. Хорошо, например, взять для

этой цели XVI беседу из Бхагавад-Гиты, в которой Шри-Кришна подробно

описывает Арджуне необходимые качества для созидания божественного

характера. Это дает план, по которому человек сам может постепенно

развить эти качества. В этой XVI беседе — целый список качеств,

которые могли бы стать предметом постоянной мысли и настроения

ученика; только надо помнить, что характер строится сперва созерцанием

добродетели, а затем уже выработкой этой добродетели, сделавшейся

частью души и выливающейся в речь и в деятельность обыденной жизни

ученика. Список большой, но у ученика есть время его выполнить:

"Бесстрашие, чистота сердца, постоянство в Йоге Мудрости, дела

милосердия, самообуздание, жертва, изучение Шастр (Священные Писания),

подвиги, прямота, незлобивость (неспособность делать кому-нибудь

больно), правдивость, отсутствие гнева, отречение, миролюбие,

отсутствие злословия, сострадание ко всему живому, отсутствие

жадности, кротость, скромность, отсутствие легкомыслия, мужество,

всепрощение, великодушие, прямодушие, приветливость, отсутствие

гордости — таковы свойства того, который родился с божественными

качествами". Ученик не сразу овладевает этими качествами, но

приобретает их по мере того, как строится его характер. При

внимательном чтении видно, что их можно сгруппировать по нескольким

разрядам и затем ежедневно упражняться в них, вначале несовершенно, но

не прерывая усилий, не печалясь при неудачах, а радуясь, что каждый

шаг приближает нас к поставленной цели. Эти качества проникнуты, с

одной стороны, чувствами самоотречения, любви и кротости, а с другой

отличаются мужеством, силой и терпением; из сочетания тех и других

является уравновешенность, и характер становится сильным, нежным,

самостоятельным, сострадательным, полным преданности и кротости, в

высшей степени дисциплинированным и гармоничным.

Предположим, что до известной степени такой идеал принят для

руководства в практической жизни и начинает осуществляться.

Остановимся на одной стороне этой работы, которая часто бывает

совершенно непонята. Для европейского слуха странно звучит слово

"бесстрастие", которое выражается как безразличие к радости и горю, к

холоду и теплу, к осуждению и похвале, к желанию и отвращению и т. д.

Что означает это качество? Оно означает, что жизнь человека, понявшего

хотя бы только на одну минуту различие между преходящим и реальным,

должна проникнуться чувством меры; все мимолетное в жизни должно

занять свое настоящее место в целом. Когда ученик осознал, сколько

жизней было уже прожито и сколько жизней еще перед ним, когда ему

выяснилась вся глубина его задачи, все величие тех возможностей,

которые раскрылись перед ним, тогда он поймет, что все, случающееся в

одной мимолетной жизни, вполне ничтожно по сравнению с его вечной

жизнью, и горе и забота не будут больше занимать его внимание, как это

было, когда он сознавал лишь одну земную жизнь, ибо он стал понимать,

что он переживал всевозможные заботы и что те сила и спокойствие,

которыми