А. Безант

В преддверии храма

быстрее — это спешить в Храм, дабы из Храма послать помощь

отставшим. На мгновение только сверкнул перед душой яркий луч света,

сверкнул и потух, ибо по вьющейся дороге рассыпано много

привлекательных предметов, которые невольно притягивают к себе, но раз

душа уже видела свет, раз она уже была озарена сознанием конечной цели

и долга служения, то в ней навсегда останется стремление ступить на

крутую тропу и найти прямой путь к Преддверию Храма.

После этого первого видения душа озаряется снова и снова светом, и

каждый новый луч разгорается ярче предшествовавшего. Те, кто хоть на

одно мгновение осознали цель и смысл жизни, начинают подниматься с

большею уверенностью. Они все еще идут по спиральной дороге, но они

все более и более проявляют те свойства, которые мы называем

добродетелями; все более и более углубляются они в религиозное

настроение, которое поясняет им, как достигнуть Храма. Души, сознавшие

возможный конец пути и чувствующие влечение к крутой тропе, отличаются

от своих товарищей своей способностью терпеть и преодолевать; они идут

в первых рядах и как бы ведут за собой остальную толпу странников. Они

идут скорее, потому что видят цель впереди, знают направление и

пытаются осмыслить свою жизнь. Не вполне ясно сознавая конечную цель,

они тем не менее уже не кидаются бесцельно из стороны в сторону, не

делают более то шаг вперед, то шаг назад: они упорно поднимаются по

спиральной дороге и с каждым днем идут все быстрее и быстрее;

озаренные желанием помочь своим братьям, они понемногу обгоняют толпу.

Таким образом, они скорее поднимаются к вершине, хотя все еще идут по

спиральной дороге; они начинают воспитывать себя, и в то же время они

пытаются помочь товарищам по пути, простирая им руку помощи и увлекая

их быстрее вперед. И тогда перед ними встает прекрасное, но несколько

суровое видение, которое говорит им о возможности более краткого пути.

Оно являет собою Знание. Религия и Служение — его родные сестры;

втроем они ведут душу к той светлой заре, которая прольет в нее свет

полного понимания и туманные мечты заменит ярко осознанной целью. В

эту минуту святого озарения, когда душа признает служение законом

своей жизни, из глубины ее вырывается обет служить беззаветно

человечеству; этот первый обет, хотя он произносится еще и не вполне

сознательно, полон глубокого значения. В Писании творится про одного

из тех, которые ранее всех поднялись по крутой тропе, про того, кто

шел так быстро, что оставил все человечество позади себя; прошли века,

и его стали звать буддой; говорится, что он "исполнял свой обет из

века в век", ибо совершенство, которым он озарил мир, вылилось из его

сокровенного обета служить миру. Такой обет связывает невидимыми

нитями душу с теми, кто опередил ее, и приводит к Тропе Испытания,

тропе, ведущей через Преддверие прямо к вратам Храма. Наконец, после

многих жизней, полных стремлений и труда, душа, сделавшись чище,

благороднее и мудрее, обнаруживал выросшую сильную волю; эта воля

говорит уже не шепотом, навеянным прекрасной мечтой, а словом

решительным и властным, требующим ответа: душа стучится у входа к

внешней ограде; она стучится с полным пониманием трудности и размера

задачи, которую берет на себя, и вместе с тем с непоколебимой

решимостью довести свой подвиг до конца. Эта смелая душа решила

выдвинуться из толпы, которой предстоит еще в течение миллионов лет

подниматься по спиралькой дороге; в несколько человеческих жизней она

хочет добраться до вершины юры по той крутой, отвесной тропе, которая

прямо ведет в Святая Святых; в несколько человеческих жизней она хочет

сделать то, что человечество совершит через мириады лет; она берет на

себя такую работу, которую ум может не выдержать, такой могучий труд,

что душа не могла бы предпринять его, не сознав уже свои скрытые силы

и свою божественность. Это труд, достойный божества; выполнение его

указывает на то, что в человеческом образе растет и совершенствуется

сила божественная.

Итак, душа стучится, врата раскрываются, и она проникает во внешнюю

ограду Храма. Шаг за шагом подвигаешься она и доходит до Преддверия

Храма (всех врат четыре, и каждые врата символизируют одно из великих

Посвящений). Войти может только та душа, которая навсегда отдалась

Вечному и утеряла интерес к вещам преходящим, ибо когда душа уже

вступила в Храм, она более не выходит из него никогда; раз она уже

проникла внутрь ограды, ведущей в Святая Святых, она более не может

вернуться в прежнюю жизнь; она избрала свой жребий на