А. Безант

В преддверии храма

все грядущие

времена, она вступила в святилище, туда, откуда нет возврата. Первое

великое Посвящение находится в самом Храме. Но душа, о которой идет

речь, только еще готовится подняться по семи ступеням к первым вратам,

чтобы здесь, у Преддверия Храма, на пороге ждать разрешения войти.

Какова же будет ее работа в Преддверии? Какую жизнь будет она вести,

чтобы удостоиться постучаться в Храм? Я хорошо знаю, братья и сестры

мои, что в описании Преддверия многое может показаться

непривлекательным и даже отталкивающим. Трудно найти дорогу к

Преддверию; трудно жить той религиозной жизнью, полной подвигов,

которая дает возможность душе постучаться у первых врат Храма, и те,

кто входят в Преддверие, доказывают этим, что они сделали уже большую

работу в прошлом жизнь, в этой ограде покажется малопривлекательной

тем, которые еще не признали п не поняли смысла и цели жизни, ибо

помните, что в Преддверие вступили только те, которые посвятили себя

навсегда служению; они отдали все, не прося взамен ничего, кроме

радости служить; они вполне поняли изменчивость всего земного и

отдались беззаветно своей высокой задаче; они оставили навсегда цветы

и радости широкой горней тропы и твердо решили подниматься прямо к

вершине, чего бы это им ни стоило. Страшное напряжение и сильная

борьба ожидают бесстрашного путника, ибо здесь многое должно быть

исполнено в короткий срок.

Эту работу можно для большей ясности расчленить, ко различные отделы

не составляют последовательных ступеней, работа в них совершается

параллельно. Отделы именуются: "Очищение", "контроль мысли",

"Созидание характера", духовная Алхимия" и "На пороге". Над всем этим

душа должна работать одновременно в течение всех тех жизней, которые

она проводит в Преддверии; прежде чем она дерзнет подойти к вратам

самого Храма, она должна научиться хоть отчасти совершать эту работу;

в совершенстве работа будет исполнена только в Святая Святых.

Часть этой работы состоит в самоочищении, в очищении низшей природы

так, чтобы каждая часть ее вибрировала в полной гармонии с высшей,

чтобы очистилось все, что принадлежит к преходящей природе человека,

тому, что мы назвали личностью, что не заключает в себе постоянной

индивидуальности, а есть лишь собрание тех качеств и характерных черт,

которые человек собирает в течение каждой из своих многочисленных

жизней. Это — те внешние качества и атрибуты, в которые, как в одежду,

облекается Душа и которые часто сопровождают ее из жизни в жизнь; из

всего того, что она вырабатывает в течение своего земного

существования, она выбирает лучшее и складывает в сокровищницу своего

растущего вечного "Я". В теософической литературе есть выражение,

прекрасно рисующее настроение Души, которая добровольно вступила в

Преддверие и видит весь предстоящий ей труд. Это выражение: "Отдать

себя своему Высшему Я". Слова эти полны глубокого значения; они

означают твердое решение отбросить все, что временно и что принадлежит

низшей личности, во имя служения высшему; решение посвятить всю земную

жизнь на собирание материала, нужного для роста высшего начала,

истинной человеческой сути, той растущей индивидуальности, которая

пребывает над каждой проявляющейся личностью. Отдать себя "Высшему Я"

для низшего "я" означает перестать жить для себя и начать служить

вечному. Вся работа, которая выполняется в Преддверии, совершается

ради того великого истинного "Я", жизнь которого все расширяется по

мере того, как идет самоотверженное сужение вестника (личности),

поданного им во внешний мир.

В одной из великих Упанишад сказано, что, если человек пожелает

обрести свою душу, он должен прежде всего отказаться от "дурных

путей"; но душа уже сделала это до своем вступления в Преддверие, ибо

те, что вошли, не подвержены более обыденным соблазнам земной жизни:

они переросли их; в том воплощении, в котором они вступили за внешнюю

ограду, они давно отказались от дурных путей и не могут уже находить в

них удовольствия. Они могут случайно сбиться с правой дороги и

поскользнуться, но сознательно оставаться на ложном пути для них уже

невозможно. Они могут ошибиться в выборе дороги; еще несовершенная в

своем опыте совесть может их неверно направить даже и тогда, когда они

стоят в Преддверии, но их совесть не перестает страстно искать правого

пути. Против голоса совести низшая природа бессильна; человек, низшая

природа которого способна идти против совести, еще не готов

переступить за ограду; вступивший в Преддверие раз навсегда выбрал

путь добра;