А. Безант

В преддверии храма

только в отдалении от него вследствие окутывающего душу

неведения.

Итак, Закон Жертвы имеет божественное начало, основывается на

божественной природе. Вселенная родилась из акта любви, и потому

корень жертвы есть радость, соединение многих с собою, и конец всего

будет мир неизреченный; следовательно, нам легко понять двойственный

аспект Закона Жертвы, аспект давания, который есть радость, и аспект

лишения себя, который есть скорбь для низшей природы, желающей

схватить, а не давать. Такова великая тайна жертвы: самая высокая

радость есть акт давания, потому что его суть та же, что и

божественной природы. По мере того как человек становится самим собою,

он в своем самосознании делается божественным, все больше и больше

радостным и все более способным передавать радость другим. По мере

того, как высшая природа развивается, растет блаженство. Страдание

возникает только от борьбы низшей природы, борьбы опутанного

неведением и заблуждением "я". Следовательно, цель страдания —

освободить нас от неведения. Весь процесс роста и эволюции есть

освобождение от неведения; наша низшая природа ощущает этот процесс

как страдание и борьбу, но по мере того, как в нас развивается

настоящий человек, сознательно деятельный и способный дать себе

выражение к в низшей природе, он будет все больше и больше сознавать,

что суть его нравственных усилий заключается в том, чтобы проявлением

радости и мира помочь скорбному миру. Постепенно он заставит низшую

природу проникнуться его убеждением, и, постепенно очищаясь от

неведения, она становится способной воспринять вместо иллюзии

реальность.

Почему же постоянно связывают идею страдания с жертвой? Почему их так

отождествили мысленно, что самое слово "жертва" вызывает в уме

представление о мучительной агонии? Корень этой ошибки лежит в низшей

природе. Вся ее первоначальная деятельность направлена только на то,

чтобы хватать, брать, хранить для себя одной. Когда человек с

неразвитым еще Высшим Я приходит в этот мир для собирания опыта, он

имеет еще очень мало влияния на свою низшую природу, и она погружается

в мир ощущений, хватаясь за все, что ей кажется привлекательным,

ничего не зная о природе вещей, увлеченная просто внешним видом их,

совершенно не ведая, что скрыто под обманчивой поверхностью. Эти

ранние и долго повторяемые опыты низшей природы заключаются в

постоянной погоне за призрачными наслаждениями и в постоянном

разочаровании при открытии, что эти радости не приносят все то

удовлетворение, о котором человек мечтал. Страдая, человек постигает

природу закона, постигает временную природу желаний и призрачность

удовлетворения животной природы. Таким образом, и страдание, и радость

ведут к познанию. Испытывая обе эти стороны проявленной природы, душа

обретает познание о реальности, лежащей в основе вещей. Опыт бывает

скорбный, но он преображается в знание, а знание преображается в

мудрость, которая делается руководителем души. Раскрывающееся "я"

человека начинает понимать свою сущность, и понимание это,

преображенное в мудрость, делается источником чистой и невозмутимой

радости. Мудрость его растет, потому что растут зрение, ясность и

сила; то, что тяжело низшей природе, встречается спокойно как

приносящее опыт, и каждый раз, когда страстно желанное наслаждение

принесло истинному человеку разочарование и усталость, он этот опыт

претворяет в мудрость. С этой точки зрения само страдание имеет свою

радостную сторону, ибо в опыте человек видит не временное страдание

низшей природы, а обретение знания высшею. Он понимает, что этот опыт

обусловливает его рост в знании и силе; он его принимает радостно и

сознательно, зная цель, зная, что золото выходит из огня.

Но если мы обратимся к обыкновенному человеку, ослепленному неведением

в низшем мире, неустанно учащемуся суровым и тяжелым урокам, ищущему

животного удовлетворения, пренебрегающему благом других, не думающему

о страдании, наносимом другим, шагающего беспечно через других ради

своего личного удовлетворения; несомненно, такой человек, видя, как

неизбежно разбивается его наслаждение, чувствует прежде всего острую

боль, горькое разочарование, печаль и усталость. С точки зрения такого

человека, опыт несомненно есть нечто скорбное; с высшей же опыт стоит

страдания, ибо несет мудрость, глубокое проникновение в природу и

познание закона. Низшая и высшая природа находятся в конфликте; высшая

должна работать через низшую, а низшая не понимает цели высшей. Без

помощи низшей природы высшая не может достигнуть