А. Безант

В преддверии храма

сила, рождающаяся от сосредоточения ума,

ибо ум его научился уже твердо останавливать свое внимание по желанию,

несмотря на окружающие бури; и эта сосредоточенность так велика, так

тверда, что ничто извне не может поколебать ее; она так выросла, что

не нуждается более в усилии убить назойливую мысль: эту стадию она уже

переросла. Чем сильнее душа, тем менее она тратит силы на борьбу, тем

менее она чувствует нападение извне.

Теперь ум достиг той ступени, на которой непрошенные мысли сами

умирают от прикосновения с высоконастроенной душой. Уму не нужно

больше убивать и не надо больше быть убиваемым. Он очистился и

сделался покорным. При этом слиянии ума с душой все негармоничное само

собой отталкивается и умирает. Это та сосредоточенность ума, которая в

восточном Священном Писании сравнивается с лампадой, поставленной в

тихую обитель, куда не проникает колебание ветра; эта та обитель, где

воля начинает проявляться, обитель абсолютного мира под тенью самого

Христа. Об этой обители идет речь в древнем Священном Писании, где

говорится, что человек, свободный от желания и скорби, узрит в тишине

величие души2. В первый раз воистину он видит это величие не в

молниеносном откровении, не в мимолетном луче, но в этой совершенной

тишине, где нет ни желаний, ни трепета скорби; величие души сияет без

преград, и ум, уподобившийся полированному зеркалу, отражает ее во

всей чистоте. В прежние дни этот ум был зеркалом, покрытым пылью,

озером, взволнованным ветром, но теперь он обратился в полированное

зеркало, способное отражать в совершенстве. Ум стал подобен озеру,

отражающему и горы, и небо, и деревья, и звезды, и всякий оттенок на

небесах.

Но до этой минуты есть час великой опасности, о которой говорится

ученику. Перед самым вступлением туда, где свет лампады больше не

колеблется, когда ум и душа готовы слиться навсегда, ум внезапно

превращается в "обезумевшего слона, беснующегося в джунглях"3.

Это последняя борьба ума, последнее усилие низшего восстать против

высшего, бунт низшей природы, о котором творится во всех книгах

Посвящения. В книгах, трактующих о сокровенной мудрости, говорится,

что, когда ученик подходит к вратам Храма, все силы природы восстают

против него, чтобы его удержать; это последняя борьба перед полной

победой. Это отражение такой же борьбы на высших планах, столь

высоких, что нам трудно их себе представить, ибо туда проникли лишь

величайшие. Символически это переживание выражено в последней борьбе

Будды под священным древом: когда на него снизошло последнее

просветление, сделавшее его Буддой, полчища врагов собрались вокруг

него, чтобы попытаться закрыть ему путь. На бесконечно более низких

планах такая же крестная борьба происходит в жизни ученика,

приближающегося к вратам Храма.

Как ученику остаться победителем, как шествовать ему на пути

испытания, по следам тех, которые шли перед ним? Из уст Учителя

приходит помощь. Он говорит: "Нужны указания, чтобы привлечь к

Алмазной Душе"4.

Что такое "Алмазная Душа"?

Это душа, совершившая слияние со своим "истинным Я". Душа без пятен и

цельная, прозрачная, как алмаз, и пропускающая через себя свет Логоса,

который собирается здесь, как в фокусе, для помощи человечеству.

Это высокое наименование "Алмазной Души" принадлежит той душе,

поднявшейся над другими, через которую свет Логоса льется

беспрепятственно, — так чист, так совершенен алмаз. К этой душе мы

обращаем взоры в минуты нашего высочайшего вдохновения. Одного

соприкосновения с ее красотой и огнем достаточно для нашего подъема,

ибо душа тянется к своему идеалу, как цветок к свету; то, что влечет

ее вверх, это — лучи, исходящие из Алмазной Души, которая изливает

силу свою на то, что ей родственно, хотя бы это был только слабый

росток, и привлекает его с божественной силой к слиянию с собой.

Ученик начинает понимать, что означает Алмазная Душа; он понимает, что

она должна быть воплощена в нем самом: "Взгляни на себя, ты — будда!"

Он понимает, что и ум его, и тело — лишь орудия служения, что они лишь

постольку ценны, поскольку творчество их достойно подниматься до

высшего. Силою любви струны ума настраиваются душой, и ум делается

музыкальным инструментом, достойным прикосновения Учителя, —

инструментом, на котором могут прозвучать все мелодии неба и земли.

Стоя на пороге, ученик понимает, что он нашел свое Высшее Я, что душа

устремляет свои взоры на нечто более высокое, с чем ему суждено

слиться воедино. Но самое слияние происходит уже внутри Храма. На

пороге