А. Безант

В преддверии храма

ученик в

первый раз взывает к Учителю и, вступив в Преддверие, восклицает:

"Учитель! Что мне делать, чтобы достигнуть мудрости? Премудрый! Как

обрести мне совершенство?" — с уст Учителя слетают странные на первый

взгляд слова: "Разыскивай пути. Но будь чист сердцем, прежде чем

тронешься в странствие. Ранее, чем сделаешь первый шаг, научись

различать истинное от ложного, преходящее от вечного".

Затем Учитель объясняет разницу между ученостью и мудростью; Он

выясняет, что такое неведение, что такое знание и что такое следующая

за ними мудрость. Он определяет ум как "зеркало, покрывающееся пылью в

то время, как оно отражает", и потому ум нуждается в "дуновении

мудрости", чтобы "смести пыль наших иллюзий". Над этими словами ученик

задумывается, в чем разница между реальным и преходящим и в каком оно

соотношении с проявлением ума? В чем разница между отражающим зеркалом

и душой, которая сметает пыль с зеркала, чтобы освободить нас от

иллюзий? Какую роль играет этот ум, казавшийся такой могучей функцией

в человеке, что принимался до сих пор за самого человека? В чем же

функция ума, если уж с первого шага на Пути человек должен отличать

иллюзию от реального, а ум как будто поддерживает иллюзию?

Ученик вспоминает другое выражение, также слетевшее с уст Учителя

Мудрости. "Повелитель чувств, — было сказано, — царь низшей природы не

друг ученика". Он вспоминает, что ему было велено искать этого

Повелителя чувств (раджа), чтобы его понять, ибо он Творец мысли, он

пробуждает иллюзию. Ученику было сказано: "Ум есть великий убийца

реального. Ученик должен убить убийцу". Вопрос выясняется; Повелитель

его чувств и есть Творец мыслей. Он пробуждает иллюзию и он убивает

реальное, ибо реальность пребывает в духовном мире; с процессом

дифференциации развивающийся ум рождает иллюзию. Уму присущи

бесконечные образы и картины, он обладает той способностью творить

образы, которую мы называем воображением, и рядом — рассудочной

способностью, которая продолжает строить созданные им воздушные

картины. Он создает иллюзию и убивает реальное, и потому первая задача

ученика "убить убийцу", ибо он не сможет войти в Преддверие, пока не

освободится от влияния этой иллюзии.

Продолжая внимать Учителю, ученик слышит голос, который повелевает ему

слить ум и душу воедино. Для этого ему придется сделать ряд изменений

в малом разуме, уничтожить его призрачную силу, чтобы привести его к

слиянию с высшим началом, из которого он происходит, слить его так,

чтобы Отец и Сын снова стали одно. Затем он слышит голос, который в

мистических выражениях велит ему убить "лунное тело" и очистить "тело

ума". Он стремится понять значение этих слов, начинает разбираться в

аллегориях и символах и понимает, что "лунное тело" есть тело желаний

(Кама), называемое астральным человеком; он понимает, что оно должно

быть уничтожено, а "тело ума" очищено. "Очисти тело своего ума", —

говорит Учитель, ибо только отметая пыль иллюзий, может "тело ума"

вернуться к самому себе и слиться со своею душою. Ученик начинает

постигать, какова его задача в Преддверии по отношению к своему уму.

Он понимает, что он сам — та живая душа, которая поднималась в течение

веков и которая сознательно выделила силу, чтобы создать орудие для

собственного употребления, слугу, который подлежит контролю. Ум не

может быть хозяином, он должен быть покорным орудием в руках, держащих

его, слугою того, кто его выслал вперед. По мере того, как это

выясняется, ученик начинает воспитывать свой ум. Сначала ему придется

иметь дело с очень простыми вещами; он увидит, что ум его постоянно

перебегает с одного предмета на другой, что им очень трудно управлять.

Порывистый, непокорный и стремительный, он трудно поддается

дисциплине, как это заявил Арджуна 5000 лет тому назад. Он начинает

его воспитывать, как воспитывают коня, которого объезжают для верховой

езды. Его учат следовать по данной дороге, не перескакивая заборов и

рвов, не бросаясь по всем направлениям, а послушно следуя по пути,

выбранному всадником. Таким образом ученик постепенно воспитывает свой

ум. Он не поддается окружающим соблазнам и не позволяет своим мыслям

метаться по всем направлениям. Он добивается, чтобы мысль его текла по

определенным линиям, он отказывается приобретать знания обрывками и,

отталкивая бесчисленные соблазны поверхностного века и времени, он

будет читать по выбору и по внутреннему желанию: в этом скажется

главное воспитание его ума.

Он читает с определенной целью, последовательно останавливаясь