А. Безант

В преддверии храма

он лишь слил свое величие со своим преходящим "я", душу с умом.

И тогда начинается его истинная молитва, которая выражается как

отождествление с Высшим. Он узнает, что в своей ежедневной жизни душа

всегда может молиться, чем бы ни были заняты ум и тело его. Он

понимает, что жизнь ученика есть непрерывное поклонение Высшему,

непрерывное созерцание Алмазной Души. В то время, как душа человека

трудится в Храме, тело и ум его работают в Преддверии для помощи миру,

ибо тело и ум могут служить беспрерывно, пока человек жив; они его

посланники и работники на земле, а дух его может пребывать в высших

мирах. И тогда ему раскрывается значение слов: "На небе ангелы всегда

лицезреют Отца", ибо видение Отца-Души есть непрерывное видение;

никакое облако не может его затуманить, никакая работа на земле не

может набросить тени на него. Душа постоянно зрит его в то время, как

ум и тело ее работают. Когда душа этом достигла, порог перейден и душа

вступает в Храм самом Господа.

Глава III

СОЗИДАНИЕ ХАРАКТЕРА

Приступая к третьей лекции, я хочу прежде всего напомнить вам, что

положение ученика в Преддверии очень разнится от положения

обыкновенного доброго и религиозного человека, не видевшего еще

конечной цели, не имеющего еще представления о величии своей задачи.

Говоря о необходимых ученику качествах, я говорю с точки зрения

сознательного развития для определенной признанной цели. Но творя об

этих качествах, я не предполагаю, чтобы они были приобретены уже в

совершенстве. Пока человек стоит в Преддверии Храма, он только еще

приступает к созиданию своего характера. Поняв, чем он должен быть, он

старается с большим или меньшим успехом осуществить свой идеал. Полное

очищение, совершенное управление мыслями, совершенное творчество

характера, полное преображение низшего в высшее, все это не может еще

быть закончено на пороге Храма; в Преддверии он как бы набрасывает

план здания и тщательно вырисовывает схему с надеждой ее осуществить в

совершенстве. Разработка этой схемы, строительство стен и увенчание

здания совершаются в самом Храме, когда глаза уже открылись, а не в то

время, когда зрение еще частью затуманено; но важно знать, что схема

уже готова и признана и что ученик твердо поставил перед собой задачу

веков.

Как ни величава эта схема, но она принимается уже в Преддверии; как бы

ни были несовершенны начинания настоящего, но они делаются основаниями

для славного строительства будущего. Повторяю это так пространно,

потому что некоторые мои слушатели могли бы испугаться такого широкого

плана; следует ясно понять, что первое начинание есть начало работы и

что за порогом нас ждут еще многие жизни, в течение которых эти

начинания будут доведены до совершенства; план же архитектора служит

основой для всего здания...

Перейдем теперь к созданию характера, которое является определенной

задачей учеников в Преддверии. В прошлых жизнях он был уже праведным,

т. е. он вполне понимал, что он не должен допускать ничего порочного в

себе и что, если в нем остались какие-нибудь семена зла, он должен их

неизбежно искоренить. В Преддверии не может быть компромиссов со злом,

не может быть вопроса о сознательном уклонении от добра и правды.

Могут быть неудачи в достижении добра, но ученик уже не в состоянии

спокойно продолжать делать зло; от этого он уже давно отошел, ибо

более грубая часть его природы была окончательно побеждена, а

первоначальная стадия внутренней борьбы закончена. Совершенно

неотесанные камни не могут быть внесены в Храм; обтесывание должно

было происходить в течение многих жизней, много труда должно было быть

положено на созидание характера, прежде чем он стал годным для

строительства в Преддверии Храма. Следовательно, грубое обтесывание

характера уже совершилось, и мы имеем теперь дело с созданием

положительных добродетелей, высоких и благородных качеств, не только

тех, которые признаются необходимыми в мире, но и тех, которые ученик

стремится приобрести, чтобы сделаться одним из помощников и спасителей

мира; тех свойств, которые делают человека одним из пионеров по пути к

сверхчеловечеству.

В этой работе Преддверия прежде всего поражает стройность и

определенность труда: здесь мы имеем дело не с порывами и

стремлениями, не с прерывающимся строительством, при котором человек

бросается налево и направо, ища цели; ибо здесь цель вполне

установлена и известна. Строительство совершается сознательно

человеком, который знает, что у него есть время и что ничто в природе

не теряется. Строительство