Ледбитер Чарлз

По ту сторону смерти (часть 4)

осознает, что достиг конца астральной жиз¬ни. Но он с восторгом будет приветствовать эту новую смерть, поскольку он знает, что перед ним откроется ещё более грандиозный мир. Как и после физической смерти, здесь имеется, как правило, период бессознательного су-ществования, от которого человек пробуждается постепенно. Несколько лет назад я на-писал книгу под названием “Деваканический план”, и в ней мне пришлось дать некото-рые описа¬ния того, что человеку предстоит после астральной жизни, и класси¬фицировать, как я мог, различные подразделения этой прекрасной страны Света, при-водя примеры, с которыми мы столкнулись во время наших исследований в области небесной жизни. Я попытаюсь здесь раскрыть проблему совсем с другой точки зрения; и наши читатели, желающие иметь полную информацию, смогут получить её из выше-упомя¬нутой книги.

Царство мысли.

Предварительно, для большей ясности, следует сказать, что здесь мы существуем на плане Божественного Духа, в самом царстве духа, и что все мысли, которые только мо-гут возникнуть у человека, существуют здесь как живая реальность. Нас очень стесняет привычка рассматривать материальные вещи как реальные, а те, что не являются мате-риальными, – как мечты и, следовательно, как нереальные. На самом деле всё матери-альное скрыто в материи, так что его реальность гораздо менее очевидна, гораздо менее поддаётся позна¬нию, если оно не рассматривается с более высокой точки зрения. Слы-ша, как говорят о мире мысли, мы сразу же представляем себе мир нереальностей, со-стоящий из того, что является “субстанцией”, как говорит поэт. Попытаемся осознать, что, когда человек покидает своё физическое тело и пробуждается в своём сознании для астраль¬ной жизни, его первым чувством бывает ощущение полноты и реальности существования, что заставляет его думать: “Впервые я знаю, что значит жить; до сих пор я был не ведавшим этого узником. Тогда я, считавший себя таким активным и муд-рым, был на самом деле ничем не лучше гусеницы, ползающей по своему листочку и не ведающей о том, что находится за ним. Теперь же я, как бабочка, раскрыл свои крылья и вступил в полную солнца жизнь”. Но когда он покидает впоследствии эту жизнь для более высокой, у него вновь появляет¬ся точно такое же чувство, потому что новая жизнь, в свою очередь, по своей полноте, своему размаху и интенсивности настолько превосходит астральную, что и на этот раз их сравнить невозможно. Но существует ещё и другая жизнь, по сравнению с которой все преды¬дущие кажутся лишь светом лу-ны относительно сияния солнца. Но сейчас думать об этом бесполезно.

Многим кажется абсурдным говорить, что царство мысли может быть реальнее фи-зического мира; для таких всё должно оставаться по-старому до тех пор, пока они не познают более высокую жизнь. Тогда они в одно мгновение поймут то, что нельзя было бы выразить никакими словами, – иногда бывает достаточно маленького усилия. Мы можем вспомнить красноречивое описание (сделанное сэром Х.Дэви) эффекта от вды-хания закиси азота. Он рассказывает, что сначала он перестал воспринимать внешние предметы; серии очень живых и видимых образов быстро сменялись в его голове; они были связаны друг с другом словами, вызывая совершенно новые представ¬ления. “Я существовал, – говорит он, – в мире идей, связанных между собой и принявших новый вид”. Когда он пришёл в себя, он восклик¬нул: “Не существует ничего, кроме мыслей; вселенная состоит из впечатлений, идей, удовольствий и страданий!”. Но это был лишь результат неясного воспоминания о переживаниях на астральном плане, в то время как здесь мы говорим о вещах, которые слишком высоки для того, чтобы их можно себе представить.

Божественный дух.

Итак, на этом плане мы находимся в бесконечной полноте своего существования; он открыт каждой душе в той мере, в какой она достойна его принять. Человек, совершив предписанную ему эволюцию, реализовав божественную искру, которая была заложена в нем, может достичь и охватить это великолепие во всей его полноте. Но так как никто из нас ещё не пришел к этому, мы поднимаемся к совершенству лишь очень медленно, и поэтому никто ещё не способен познать это состояние в его полноте. Однако каждый знает о нём только то, что позволяют ему знать его прошлые усилия. Разные люди об-ла¬дают разными способностями, как говорят на Востоке, каждый прино¬сит свою чашу; есть большие и малые чаши, но каждая чаша, большая или малая, наполнена до краёв; океан блаженства содержит гораздо больше, чем было бы необходимо для всех.

Во всех религиях говорится об этом небесном блаженстве,