Ледбитер Чарлз

По ту сторону смерти (часть 4)

доля того, что можно было бы видеть и знать. Всюду, где жизнь возможна, мы её находим. Разве жизнь не возможна на планетах, наше знание о которых не может служить прямым доказа¬тельством её существования? Некоторые думают, что наука ис-ключает возможность более разумной жизни, чем человеческая. Согласно науке, какой её понимает сэр Оливер Лодж, она не имеет права что-либо отрицать в этом отноше-нии. Когда человек не знает, он не имеет права делать заявлений, как отрицательных, так и положительных. Происхождение жизни на земле является сегодня абсолютной тайной для науки, но Оливер не думает, что она останется тайной навечно. По своей природе эволюционный процесс не исклю¬чает возможность и не опровергает идею бо-жественной деятельности. Он сказал бы, что эволюционный процесс есть проявление материи, на которую воздействует божественная воля. Как без направляющего разума из хаоса мог бы получаться порядок? Что касается методов божественного действия, нужно заключить, что Бог всегда трудится одним образом – через силы, через посте-пенный процесс, а не через личное прямое вмешательство время от времени. Оливер не думает, что на какой-то стадии эволюционный процесс отличается от сегод¬няшнего. Итак, мы с интересом следим за Божественной деятельность, но мы не должны искать её только в прошлом. Мы должны руководство¬ваться тем, о чём с уверенностью можем сказать в настоящем. Оливер желает разъяснить своим слушателям, что они составляют разумный, полезный и активный элемент космического плана, они находятся в числе сил Создателя и могут стать более полезными при сотрудничестве с Ним. Находясь на данной ступени эволюционного развития, они должны понимать, что жизнь есть приви¬легия. Посреди стольких страданий, как ужасно не быть добрым друг к другу!

Мы видим, в какой большой степени все последние научные утвер¬ждения соответ-ствуют теософическому учению.

Это не слепая вера.

Может показаться, что в конце концов для большинства наших учеников, которые ещё сами не обладают психическим зрением, положения теософии должны принимать-ся слепо, так же как ортодоксаль¬ные учения. В определённом смысле это верно, но это совсем другая вера и сравнивать её невозможно. Если наши ученики, или по крайней мере некоторые из них, принимают определённые положения как верные, не подвергая их личному опыту, их вера не слепа, а основывается на доводах разума. Она не зиждет-ся на “писании”, хотя “писания” иногда служат подтверждением наших взглядов: они гораздо более древние, чем еврейские. Веды и Упанишады, которые пришли к нам из глубины веков от народа, достигшего вершин цивилизации, когда евреи были ещё не-развитым, тёмным арабским племенем. Но наша вера основывается не только на этих книгах, но и на науке и учениях Великих Адептов настоящего – более чем сверхчелове-ков по своей силе и мудрости, учителей, с которыми лично знакомы многие члены на-шего Общества. Сверх того, некоторые из наших европейских членов занимаются не-посредственными иссле¬дованиями, во всех отношениях подтверждающими великую теософичес¬кую систему.

Тем не менее причина твёрдых убеждений наших учеников заключается не в веских доказательствах, как бы важны они ни были, а в том факте, что сама система глубоко рациональна. Во всех научных исследованиях лучшая гипотеза господствует до тех пор, пока не находится новая, её превосходящая; и в этом отношении мы уве¬рены, что наша вера неоспорима. Покажите нам лучшее и более раци¬ональное учение, и мы все готовы его принять, хотя мы не ожидаем, что нам его предложат, потому что мы изучи-ли многие верования и знаем, какова природа большинства из них. Чем больше мы размышля¬ем и изучаем, тем больше мы находим подтверждений нашему учению. Пси-хические способности, в большей или меньшей степени, уже приобретены таким коли-чеством людей, что большинству из нас нетрудно полу¬чить новые подтверждения. Многие из нас имели переживания вне физического плана, а у многих других есть дру-зья и родственники, которые могут рассказать им о своих переживаниях. Теософия мо-жет их объяснить и найти им место среди явлений природы. Может ли быть лучшее и более ясное объяснение, чем это?

Тому, кто интересуется этим вопросом достаточно глу¬боко, чтобы пожелать тру-диться над ним, я бы посоветовал начать с внимательного изучения доказательств су-ществования других состояний материи, кроме физического, и других сил, кото¬рых по-ка не признает наука. Он может, например, приступить к изучению телепатии или гип-нотизма, он может (как я уже говорил выше) либо сам проводить исследования,