Ледбитер Чарлз

По ту сторону смерти (часть 4)

ис-сле¬дователи хорошо знают, что эти вещи существуют, и занимаются поэтому их объяс-нением.

Христианству нечего сказать об этих фактах. Иногда оно их также отрицает, иногда оно их признаёт, однако приписывает дьяволу, как всё то, что оно не способно понять. Во всех старых странах, где христианство существует давно, мы находим, что все чуде-са природы почти неизменно приписываются дьявольскому влия¬нию. Низина доисто-рического озера в Хэмпшире называется Пуншевой чашкой дьявола. Некоторые валы в Илркшире, состоящие из отдель¬ных скал, известны под названием Стрелы Дьявола. Обломанный корень растения, разновидности скабиозы прозван крестьянами “куском дьявола”. И таких случаев множество. Невежество средневеко¬вья ещё во многих отно-шениях царствует среди нас, и дурак, повто¬ряющий как попугай имя дьявола, живёт и в двадцатом веке. Но коль скоро мы говорим о доказательствах, существуют ли они в от-ношении дьявола, о котором нам так много говорят? Кто его когда-нибудь видел? Од-нако ортодоксальная церковь не любит, когда у неё тре¬буют доказательств.

С другой стороны, если мы говорим, что непосредственное доказательство многих из этих фактов можно получить только из личного опыта, мы требуем не больше, чем требуется от научного вопроса. Почти всё, во что мы верим в плане науки, не подтвер-ждается нашим личным опытом; мы доверяемся опыту специалистов. И это неизбежно, потому что жизнь не так длинна, чтобы каждый стал специалистом во всех областях. Мы не можем во всём эксперименти¬ровать сами, но мы принимаем выводы тех, кто проводил опыты, когда эти выводы согласуются с общими принципами эволю¬ции и на-ходятся в гармонии с уже известными нам фактами. Вот и всё, что мы требуем, если речь идёт о теософии.

Философская система.

Так каковы же факты, подтверждающие положения теософи¬ческого учения? Они бесчисленны. Возможно, что для удобства анализа нам лучше разделить учение теосо-фии на две части и рас¬сматривать их по отдельности. Мы можем рассматривать его фи-ло¬софскую систему, оставив на время в стороне наиболее практичес¬кую сторону. Итак, понятно, что об этой философии должны судить так же, как и о других, и что в боль-шинстве вопросов здесь не следует ожидать какого-либо прямого, или физического, доказатель¬ства. Мы не ждём, чтобы нам продемонстрировали философию на ас¬пидной доске, как арифметическую задачу. Мы судим о ней по веро¬ятности её данных и по ра-зумности объяснения известных вещей. Если применить эти критерии к теософии, то всякий честный чело¬век должен признать, что это учение во многом превосходит своих соперников.

Проанализируйте её положение величественного плана эво¬люции, подчинённого непоколебимому закону божественной справед¬ливости, учение, вмещающее в себя всё, что мы обычно называем человеческой жизнью, как один простой день более долгой жизни, а саму эту жизнь – как часть целого, что всегда прогрессирует к предписанному концу. Конечно, здесь есть нечто более благородное, чем идея слепой случайности, вихрь которой уносит нас в ничто, или идея “спасения”, которая столь безжалостно об-рекает девять десятых человеческой расы на вечное осуждение. Среди тех, кого пугает психология, или тех, кто, по крайней мере, предпочитает не заниматься её изучением, может всё-таки найтись много лиц, склон¬ных принять и обдумать предложенную фи-лософскую систему. Мы будем рады этому, даже если они оставят в стороне всё ос-тальное, пока оно их также не заинтересует. Помните, что в теософии нет догмы, в ко-торую должен поверить каждый. Мы ни от кого не требуем верить. Мы просто предла-гаем систему для изучения. Конечно, изучающий имеет полное право взять из системы одну часть, оставив осталь¬ное в стороне.

Наша психология.

Некоторые принимают нашу систему психологии без особого анализа по той же причине, что и нашу философию, поскольку это самое простое объяснение зарегистри-рованных фактов и многочислен¬ных неклассифицированных явлений, которые проис-ходят постоянно. Однако другие желают сами убедиться в их подлинности, и это впол¬не разумно. Как они могут это сделать? Они могут приступить к рассмотрению вопро-са, как это сделал я, изучая непосредст¬венные свидетельства и экспериментируя сами в той мере, в какой это возможно. Они могут принять участие в спиритических сеансах. Они могут написать людям, которые стали известны в связи с результатами своих не-обычных переживаний, имеющих отношение к невидимо¬му миру.

Или же, если им не хочется уделить этому вопросу опреде¬лённое время и труд, они могут ознакомиться с литературой,