Ледбитер Чарлз

По ту сторону смерти (часть 4)

это нужно. Подумайте о том, что было бы, если бы ваша рука так же плохо подчинялась вашей воле, как разум, если бы она не выполняла ваши приказания, а ук-ло¬нялась от того, что вы хотели бы заставить её сделать. Вы почувство¬вали бы себя па-рализованным, свои руки – бесполезными. Но если вы не можете управлять своим ра-зумом, это по своей опасности напо¬минает ментальный паралич. Вы должны трениро-вать разум, пока не приобретёте над ним контроль, чтобы использовать его по своему желанию. К счастью, тренироваться в концентрации можно каждый день, занимаясь повседневными делами. Что бы вы ни делали, делайте это в совершенстве, прилагая силу своего разума. Если вы пишите письмо, думайте о письме и ни о чём другом, пока вы его не закончите. Оно будет только лучше написано, если вы приложите такие ста-рания. Если вы читаете книгу, концентрируйте на ней свой разум и старайтесь полно-стью охватить мысль автора. Всегда знайте, о чём вы думаете и почему вы об этом ду-маете. Держите свой разум в рабочем состоянии, не давайте ему отды¬ха, потому что именно в эти моменты праздности приходит всё зло.

Когда ваш интерес достаточно сильно возбуждён, вы уже способны глубоко сосре-доточиваться. Ваш разум тогда бывает столь сильно поглощён работой, что вы едва слышите, когда к вам обращаются, или видите, что происходит вокруг вас.

Придворные и кувшины воды.

На Востоке рассказывают историю о некоторых скептиках – прид¬ворных, которые отказались верить, что аскет может быть настолько поглощён медитацией, что не заме-чает проходящую мимо него армию, когда он сидит под деревом, уйдя в свои мысли. Царь пообещал им доказать возможность этого и выполнил своё обещание, как истин-ный сын востока и аристократ.

Он дал приказ принести большие кувшины и наполнить их до краёв водой. Затем он приказал придворным пройти с этими кувшинами по главным улицам города пешком. Но их должны были окружать стражи с обнажёнными мечами, и если один из них прольёт хотя бы одну каплю воды, он тут же лишится головы. Придворные отправи-лись в путешествие, полные ужаса. Но они возвратились все целы и невредимы. Тогда царь, улыбаясь, попросил их рассказать о всех эпизодах их прогулки и описать людей, которые им встретились. Ни один из них не мог назвать даже единственного имени; все они должны были признаться, что, будучи полностью поглощены своими до краёв пол-ными кувшинами, они ничего не замечали. “Так вот, господа, – ответил царь, – вы ви-дите, что, когда интерес достаточно глубок, концентрация возможна”.

Медитация.

Когда вы достигнете этой концентрации, не под страхом непосредственно угро-жающей смерти, а в результате упражнения вашей воли, вы сможете тогда в ваших усилиях попробовать подняться на более высокую ступень. Я не говорю, что это будет легко – совсем наоборот, это очень трудно. Но это осуществимо, потому что многие из нас это сделали. Когда ваш разум станет покорным орудием, попробуйте то, что мы на-зываем медитацией. Выберите определённый момент, когда ничто не может вас от-влечь. Раннее утро – лучшее время во всех отношениях, если для вас это возможно. Для нас это время не всегда удобно, потому что наша современная цивилизация беспово-ротно перевернула день и ночь вверх дном, так что полдень не является более середи-ной дня, как должно было бы быть. Сегодня мы остаёмся в кроватях долго после вос-хода солнца, а затем бодрствуем по вечерам, портя свои глаза при искусственном свете после захода. Но выберите своё время, и пусть оно будет одно и то же каждый день: ни один день не должен проходить без этого регулярного упражнения. Известно, что, ко-гда человек повторяет какое-нибудь физи¬ческое упражнение, насколько эффективнее бывают его недолгие регу¬лярные тренировки, чем одно резкое усилие в неделю. Здесь также нужна регулярность.

Сядьте удобно на место, где вам ничто не помешает, и со всей приобретённой силой сосредоточения направьте ваш разум на предмет, который требует мысли возвышенной и полезной. В теософическом учении нет недостатка в темах подобного рода, сочетаю-щих глубочайший интерес с величайшей пользой. По предпочтению вы можете вы-брать какое-то моральное качество, как рекомендует католическая Церковь, когда предписывает это упражнение. В этом случае вы мысленно рассматриваете это качест-во с разных сторон. Вы увидите, что оно составляет существенное свойство Божест-венного Порядка, отметите, как оно проявляется в Природе вокруг вас, как великие лю-ди прошлого освещали его, как вы можете проявить его в вашей повседневной жизни, как, может быть, вы не всегда