Платон

Ф е д о н

противоположностей]

- Хорошо, - промолвил Сократ. - Мне кажется, что теперь никто, даже

комический поэт, не решится утверждать, будто я попусту мелю языком и

разглагольствую о вещах, которые меня не касаются. Итак, если не возражаешь,

приступим к рассуждению.

Начнем, пожалуй, вот с какого вопроса: что, души скончавшихся

находятся в Аиде или же нет? Есть древнее учение - мы его уже

вспоминали, - что души, пришедшие отсюда, находятся там и снова

возвращаются сюда, возникая из умерших. Если это так, если живые

вновь возникают из умерших, то, по-видимому, наши души должны

побывать там, в Аиде, не правда ли? Если бы их там не было, они не

могли бы и возникнуть; и если бы мы с полною ясностью обнаружили,

что живые возникают из мертвых и никак не иначе, это было бы

достаточным доказательством нашей правоты. Если же все это не так,

поищем иных доводов.

- Отлично, - сказал Кебет.

- Тогда, - продолжал Сократ, - чтобы тебе было легче понять, не

ограничивайся одними людьми, но взгляни шире, посмотри на всех

животных, на растения - одним словом, на все, чему присуще

возникновение, и давай подумаем, не таким ли образом возникает все

вообще - противоположное из противоположного - в любом случае,

когда налицо две противоположности. Возьми, например, прекрасное и

безобразное, или справедливое и несправедливое, или тысячи иных

противоположностей. Давай спросим себя: если существуют

противоположные вещи, необходимо ли, чтобы одна непременно

возникала из другой, ей противоположной? Например, когда что-

нибудь становится больше, значит ли это с необходимостью, что

сперва оно было меньшим, а потом из меньшего становится большим?

- Да.

- И соответственно если оно станет меньше, то меньшим станет из

большего?

- Конечно, - подтвердил Кебет.

- И слабое возникает из сильного, а скорое из медленного?

- Несомненно!

- Какой бы еще привести тебе пример? Если что становится хуже, то не из

лучшего ли? Если справедливее, то из несправедливого? Так?

- А как же иначе?

- Значит, мы достаточно убедились, что всё возникает таким образом -

противоположное из противоположного?

- Совершенно достаточно.

- Тогда двинемся дальше. Нет ли между любыми двумя

противоположностями как бы чего-то промежуточного? Так как

противоположностей две, то возможны два перехода - от одной

противоположности к другой или, наоборот, от второй к первой.

Например, между большей вещью и меньшей возможны рост и

убывание, и об одной мы говорим, что она убывает, о другой - что

растет.

- Да, ты прав, - сказал Кебет.

- Но ведь не иначе обстоит дело с разъединением и соединением, с

охлаждением и нагреванием и во всех остальных случаях; у нас не всегда

может найтись подходящее к случаю слово, но на деле это всегда и непре-

менно так: противоположности возникают одна из другой, и переход этот

обоюдный.

- Ты совершенно прав, - сказал Кебет.

- Теперь ответь мне, есть ли что-нибудь противоположное жизни, как

сон противоположен бодрствованию?

- Конечно, есть.

- Что же именно?

- Смерть, - отвечал Кебет.

- Значит, раз они противоположны, то возникают друг из друга, и

между двумя этими противоположностями возможны два перехода.

- Ну, конечно!

- Тогда я назову тебе одну из двух пар, которые только что упомянул, -

сказал Сократ, - и саму пару, и связанные с нею переходы, а ты назовешь

мне другую. Я говорю: сон и бодрствование, и из сна возникает

бодрствование, а из бодрствования - сон, а переходы в этом случае

называются засыпанием и пробуждением. Достаточно тебе этого или нет?

- Вполне достаточно.

- Теперь сам скажи так же о жизни и смерти. Ты признаешь, что жизнь

противоположна смерти?

- Признаю.

- И что они возникают одна из другой?

- Да.

- Стало быть, из живого что возникает?

- Мертвое, - промолвил Кебет.

- А из мертвого что? - продолжал Сократ.

- Должен признать, что живое, - сказал Кебет.

- Итак, Кебет, живое и живые возникают из мертвого?

- По-видимому, да.

- Значит, наши души имеют пребывание в Аиде?

- Похоже, что так.

- Не правда ли, из двух переходов, связанных с этой парой, один

совершенно ясен? Ведь умирание -

вещь ясная, ты со мною согласен?

- Разумеется, согласен!

- Как же мы теперь поступим? Не станем вводить для равновесия

противоположный переход - пускай себе природа хромает на одну ногу?

Или же мы обязаны уравновесить умирание каким-то противоположным

переходом?

- Пожалуй, что обязаны.

- Каким же именно?

- Оживанием.

- Но если оживание существует, - продолжал Сок-

рат,