Платон

Ф е д о н

отчетливо. И если вы разберете их

достаточно глубоко, то, думаю я, достигнете в доказательстве результатов,

какие только доступны человеку. В тот миг, когда это станет для вас ясным,

вы прекратите искать.

- Верно, - промолвил Симмий.

[Этические выводы из учения о душе]

- А теперь, друзья, - продолжал Сократ, - правильно было бы

поразмыслить еще вот над чем. Если душа бессмертна, она требует заботы

не только на нынешнее время, которое мы называем своей жизнью, но на

все времена, и, если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем

считать это грозной опасностью. Если бы смерть была концом всему, она

была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом

избавлялись бы и от тела, и - вместе с душой - от собственной порочности.

Но на самом-то деле, раз выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет,

видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного:

стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит с

собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни, и они-то, говорят,

доставляют умершему либо неоценимую пользу, либо чинят

непоправимый вред с самого начала его пути в загробный мир.

Рассказывают же об этом так. Когда человек умрет, его гений, который

достался ему на долю еще при жизни, уводит умершего в особое место, где

все, пройдя суд, должны собраться, чтобы отправиться в Аид с тем

вожатым, какому поручено доставить их отсюда туда. Обретя там участь,

какую и должно, и пробывши срок, какой должны пробыть, они

возвращаются сюда под водительством другого вожатого, и так

повторяется вновь и вновь через долгие промежутки времени. Но путь их,

конечно, не таков, каким его изображает Телеф у Эсхила. Он говорит, что

дорога в Аид проста, но мне она представляется и не простою и не

единственной: ведь тогда не было бы нужды в вожатых, потому что никто

не мог бы сбиться, будь она единственной, эта дорога. Нет, похоже, что на

ней много распутий и перекрестков: я сужу по священным обрядам и

обычаям, которые соблюдаются здесь у нас.

Если душа умеренна и разумна, она послушно следует за вожатым, и

то, что окружает ее, ей знакомо. А душа, которая страстно привязана к телу,

как я уже говорил раньше, долго витает около него - около видимого места,

долго упорствует и много страдает, пока наконец приставленный к ней

гений силою не уведет ее прочь. Но остальные души, когда она к ним

присоединится, все отворачиваются и бегут от нее, не желают быть ей ни

спутниками, ни вожатыми, если окажется, что она нечиста,замарана

неправедным убийством или иным каким-либо из деяний, которые

совершают подобные ей души. И блуждает она одна во всяческой нужде и

стеснении, пока не исполнятся времена, по прошествии коих она силою

необходимости водворяется обиталище, коего заслуживает. А души,

которые про вели свою жизнь в чистоте и воздержности, находят спутников,

и вожатых среди богов, и каждая поселяется в подобающем ей месте. А на

Земле, как меня убедили, есть много удивительных мест, и она совсем

иная, чем думают те, кто привык рассуждать о ее размерах и свойствах.

[Космологические выводы из учения о душе]

- Тут Симмий прервал его:

- Как это, Сократ? Я ведь и сам много слышал о Земле, но не знаю, в

чем ты убедился, и охотно послушал бы тебя.

- Видишь ли, Симмий, просто пересказать, что и

как, - для этого, на мой взгляд, умения Главка не надо,

но доказать, что так именно оно и есть, никакому Главку,

пожалуй, не под силу. Мне-то, во всяком случае, не

справиться, а самое главное, Симмий, будь я даже на это

способен, мне теперь, верно, не хватило бы и жизни

на такой длинный разговор. Каков, однако ж, по моему

убеждению, вид Земли и каковы ее области, я могу описать: тут никаких

препятствий нет.

- Прекрасно! - воскликнул Симмий. - С нас и этого хватит!

- Вот в чем я убедился. Во-первых, если Земля кругла и находится

посреди неба, она не нуждается

ни в воздухе, ни в иной какой-либо подобной силе, которая удерживала

бы ее от падения, - для этого достаточно однородности неба повсюду и

собственного равновесия Земли, ибо однородное, находящееся в

равновесии тело, помещенное посреди однородного вместилища, не

может склониться ни в ту, ни в иную сторону, но останется однородным

и неподвижным. Это первое, в чем я убедился.

- И правильно, - сказал Симмий.

- Далее, я уверился, что Земля очень велика и что мы, обитающие от

Фасиса до Геракловых Столпов занимаем лишь малую ее частицу; мы

теснимся вокруг нашего моря,