А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 2)

мыслей своих слушателей, и уже поэтому одному влияние его

совершенно ничтожно.

Логические умы, привыкшие всегда иметь дело с целой цепью рассуждений,

вытекающих одно из другого, непременно прибегают к такому же способу убеждения,

когда обращаются к толпе, и всегда бывают изумлены тем, как мало действуют на

нее аргументации. Попробуйте подействовать рассуждениями на примитивные умы, на

дикарей или детей, например, и вы тогда вполне убедитесь, как мало значения

имеет подобный метод аргументации.

Незачем, однако, спускаться до примитивных существ, чтобы убедиться в полной

несостоятельности их рассуждений, когда им приходится бороться с чувствами.

Припомним только, как упорно держались в течение долгих веков религиозные

суеверия, противоречащие даже самой простой логике. В течение более чем двух

тысяч лет самые блестящие гении склонялись перед их властью, и лишь в

современные эпохи явилась возможность оспаривать их достоверность. В средние

века и в эпоху Возрождения было не мало просвещенных людей, но не было ни

одного, которого путем рассуждений можно было бы убедить в ребяческом характере

всех этих суеверий и возбудить в нем хотя бы слабые сомнения насчет злодеяний

дьявола и необходимости костра для колдуний.

Следует ли сожалеть о том, что толпа никогда не управляется рассудком? Мы не

решились бы утверждать это. Вряд ли голос рассудка мог бы увлечь человечество на

путь цивилизации и сообщить ему ту горячность и смелость, которую вызвали в нем

химеры. Без сомнения, эти химеры, дщери бессознательного, были необходимы.

Каждая раса заключает в своей духовной организации те законы, которые управляют

ее судьбой, и быть может, она повинуется именно этим законам, движимая роковым

инстинктом во всех своих побуждениях, даже явно самых безрассудных. Иногда нам

кажется, что народы подчиняются тайным силам, подобным тем, которые заставляют

желудь развиваться постепенно в дуб и вынуждают комету двигаться по своей

орбите.

То немногое, что мы можем узнать об этих силах, мы должны отыскивать в общем

ходе эволюции народа, а не в отдельных фактах, из которых слагается эта

эволюция. Если же принимать во внимание только такие изолированные факты, то

может показаться, что историей управляют самые невероятные случайности. Разве

это не невероятный факт, например, что несколько арабских шаек, вышедших из

пустынь, в состоянии были победить самую большую часть старого греко-римского

мира и основать империю, еще более великую, нежели империя Александра? Разве не

невероятно также, что в старой иерархической Европе какой-то безвестный

артиллерийский поручик мог царствовать над множеством народов и королей.

Представим, следовательно, разум философам, но не будем требовать от него

слишком большого вмешательства в дело управления людьми. Не при помощи рассудка,

а всего чаще помимо него, народились такие чувства, как честь, самоотвержение,

религиозная вера, любовь к славе и к отечеству - чувства, которые были до сих

пор главными пружинами всякой цивилизации.

Глава третья ВОЖАКИ ТОЛПЫ И ИХ СПОСОБЫ УБЕЖДЕНИЯ

§ 1. Вожаки толпы. - Инстинктивная потребность всех индивидов в толпе

повиноваться вожаку. - Психология вожаков. - Только вожаки могут создать веру и

дать организацию толпе. - Насильственный деспотизм вожаков. - Их Классификация.

- Роль, которую играет воля. § 2. Способы действия вожаков, - Утверждение,

повторение и зараза. - Относительная роль всех этих факторов, - Как

распространяется зараза из низших слоев общества в высшие. - Популярное мнение

быстро становится общим мнением. § 3. Обаяние. - Определение и классификация

обаяния. - Обаяние приобретенное и личное. - Различные примеры. - Как исчезает

обаяние.

Духовная организация толпы нам уже известна, и мы знаем также, какие двигатели

могут действовать на ее душу. Теперь нам остается рассмотреть способы применения

этих двигателей и указать, кто может ими пользоваться.

§1. ВОЖАКИ ТОЛПЫ

Лишь только известное число живых существ соберется вместе, все равно, будет ли

то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего

вождя. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль

его значительна. Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются

и объединяются мнения. Он составляет собой первый элемент организации

разнородной толпы и готовит в ней организацию сект. Пока же это не наступит, он

управляет ею, так как толпа представляет собой раболепное стадо,