А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 2)

точки зрения чтение речей великих

ораторов революции представляет не малый интерес. Ораторы эти считали себя

обязанными постоянно прерывать свою речь, чтобы поносить преступление и

восхвалять добродетель, а также чтобы разражаться проклятиями против тиранов и

тут же приносить клятву - жить свободным или умереть . Слушатели вставали, с

жаром аплодировали ораторам и затем, успокоенные, снова садились на свои места.

Вожак может быть иногда умным и образованным человеком, но вообще эти качества

скорее даже вредят ему, нежели приносят пользу. Ум делает человека более

снисходительным, открывая перед ним сложность вещей и давая ему самому

возможность выяснять и понимать, а также значительно ослабляет напряженность и

силу убеждений, необходимых для того, чтобы быть проповедником и апостолом.

Великие вожаки всех времен, и особенно вожаки революций, отличались чрезвычайной

ограниченностью, причем даже наиболее ограниченные из них пользовались

преимущественно наибольшим влиянием.

Речи самого знаменитого из них, Робеспьера, зачастую поражают своей

несообразностью. Читая эти речи, мы не в состоянии объяснить себе громадной роли

могущественного диктатора.

Общие места, многословие дидактического красноречия и латинская культура,

поставленная к услугам скорее души ребенка, нежели пошляка, граничащая как в

обороне, так и в нападении с манерой школьников, кричащих: Поди-ка сюда!

Никакой идеи, никакой остроумной мысли или выходки, но постоянная скука среди

бури. И кончая это чтение, невольно хочется воскликнуть: уф! - как это делал

вежливый Камилл Демулен ,

Страшно даже подумать иной раз о той силе, которую дает человеку с чрезвычайной

узостью ума, но обладающему обаянием, какое-нибудь очень твердое убеждение. Но

для того, чтобы игнорировать всякие препятствия и уметь хотеть, надо именно

соединять в себе все эти условия. Толпа инстинктивно распознает в таких

энергичных убежденных людях своих повелителей, в которых она постоянно

нуждается.

В парламентском собрании успех какой-нибудь речи почти исключительно зависит от

степени обаяния оратора, а не от приводимых им доводов. И это подтверждается

тем, что если оратор теряет по какой-нибудь причине свое обаяние, он лишается в

то же время и своего влияния, т.е. он уже не имеет более власти управлять по

желанию голосованием.

Что же касается неизвестного оратора, выступающего с речью, хотя бы и очень

доказательной, но не содержащей в себе ничего другого, кроме этих основательный

доказательств, то самое большее, на что он может рассчитывать, - это чтобы его

выслушали. Депутат и проницательный психолог Декюб так охарактеризовал образ

депутата, не обладающего обаянием:

Заявив место на трибуне, депутат вынимает свои документы, методически

развертывает их и с уверенностью приступает к своей речи... Он ласкает себя

мыслью, что ему удастся вселить в душу слушателей свои собственные убеждения. Он

тщательно взвесил свои аргументы и, запасясь массой цифр и доказательств,

заранее уверен в успехе, так как, по его мнению, всякое сопротивление должно

исчезнуть перед очевидностью. Он начинает свою речь, убежденный в своей правоте,

рассчитывая на внимание своих коллег, которые, конечно, ничего иного не желают,

как преклониться перед истиной.

Он говорит, несколько раздосадованный начинающимся шумом, и тотчас же поражается

тем движением, которое возникает в зале.

Что же это значит, если не воцаряется молчание? Отчего же такое всеобщее

невнимание? О чем думают вот эти, разговаривающие друг с другом? Какая такая

настоятельная причина заставила вот того депутата покинуть свое место?

Оратор начинает ощущать тревогу, морщит брови, останавливается. Ободряемый

президентом, он начинает снова, возвышает голос. Его слушают еще меньше. Он еще

более напрягает свой голос, волнуется; шум все усиливается. Он перестает слышать

сам себя, еще раз останавливается, потом, испугавшись, что его молчание вызовет

неприятный возглас закрой прения , он снова начинает говорить. Шум становится

невыносимым .

Когда парламентские собрания достигают известной степени возбуждения, они

становятся похожими на обыкновенную разнородную толпу, и чувства их всегда

бывают крайними. Они могут проявить величайший героизм и в то же время совершить

самые худшие насилия. Индивид в таком собрании перестает быть самим собой

настолько, что он станет вотировать мероприятия, наносящие прямой ущерб его

личным интересам.

История революции указывает, до какой степени