А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 2)

когда оно уже установилось.

Изменение таких установившихся верований достигается чаще всего лишь при помощи

очень бурных революций, да и те в состоянии произвести это только тогда, когда

верование почти совсем уже потеряло свою власть над душами. Революция же

окончательно сметает то, что и так уже совсем расшатано, но держится лишь

благодаря привычке; поэтому-то начинающаяся революция всегда знаменует конец

какого-нибудь верования, Не трудно распознать тот день, когда какое-нибудь

великое верование отмечается печатью смерти. Это бывает тогда, когда оно

подвергается обсуждению, так как всякое общее верование представляет собой

только фикцию, которая может существовать лишь при том условии, чтобы ее не

подвергали исследованию.

Но если даже какое-нибудь верование и поколебалось, все-таки учреждения,

основанные на нем, могут долго сохранять свою силу и лишь постепенно теряют ее.

Когда же оно падет окончательно, то все, что оно поддерживало, рушится вслед за

ним. Народ может изменить свои верования не иначе, как при условии полного

изменения всех элементов своей цивилизации, и эти изменения будут происходить до

тех пор, пока не установится какое-нибудь новое общее верование; пока же этого

не произойдет, народ поневоле будет находиться в состоянии анархии. Общие

верования необходимы для поддержки цивилизаций, так как они дают известное

направление идеям и только они одни могут внушить веру и создать долг.

Народы всегда сознавали пользу приобретения общих верований, инстинктивно

понимая, что исчезновение этих верований знаменует для них час упадка.

Фанатический культ Рима был для римлян именно таким верованием, которое сделало

их властелинами мира, и когда верование это исчезло, Рим пришел в упадок.

Варвары же, уничтожившие римскую цивилизацию, только тогда достигли некоторой

сплоченности и могли выйти из анархии, в которой находились до тех пор, когда

усвоили себе некоторые общие верования.

Итак, народы не без основания защищали свои верования с такой ярой

нетерпимостью. Подобная нетерпимость, заслуживающая осуждения с философской

точки зрения, в жизни народов составляет одну из необходимейших добродетелей.

Для основания или же поддержания общих верований воздвигалось в средние века

такое множество костров и так много погибло изобретателей или новаторов. Для

защиты этих верований мир столько раз подвергался потрясениям, столько миллионов

людей легли костьми на полях битв и, вероятно, столько же их погибнет в будущем!

Очень трудно установить общее верование, но когда оно установлено наконец-то,

сила его долгое время бывает непреодолима, и как бы ни были ложны его

философские основы, все-таки даже самые просвещенные умы подчиняются ему. Разве

европейские народы не считали в течение чуть ли не пятнадцати веков

неопровержимой истиной такие религиозные легенды, которые при ближайшем

исследовании оказываются столь же варварскими ( Варварскими с философской точки

зрения, конечно; в практическом же отношении они создали целую новую цивилизацию

и дали возможность человеку в течение целых пятнадцати веков лелеять мечту и

надежду, которые теперь отняты у него. ), как и легенды Молоха. Ужасающая

нелепость такой легенды не была замечена в течение многих веков, и даже такие

могущественные гении как Галилей, Ньютон и Лейбниц ни на одну минуту не

допускали возможности ее оспаривания. Ничто не может лучше этого факта доказать

гипнотизирующее влияние общих верований, но в то же время и ни что так ясно не

указывает на унизительные границы, поставленные человеческому уму!

Лишь только какой-нибудь новый догмат утвердился в душе толпы, он немедленно

становится вдохновителем всех ее учреждений, ее искусства и ее поведения. Власть

его над душами абсолютна. Люди долго только и мечтают об его реализации,

законодатели хлопочут об его применении в жизни, философы же, артисты и

литераторы занимаются его разъяснением, воспроизводя его в различных формах. Из

основного верования могут, конечно, возникнуть временные побочные идеи, но они

всегда будут носить на себе отпечаток того верования из которого произошли;

египетская цивилизация, средневековая европейская цивилизация, мусульманская

цивилизация арабов - все они происходят из того небольшого числа религиозных

верований, которые наложили свой отпечаток на самомалейшие элементы этих

цивилизаций, вследствие чего можно с первого же взгляда распознать эти основные

верования. Итак, благодаря общим верованиям, люди каждой