А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 2)

мы вступили, надо

покориться необходимости жить изо дня в день и не заботиться о будущем, которое

от нас ускользает.

Вторая из этих опасностей, представляемых парламентскими собраниями, вынужденное

ограничение индивидуальной свободы, хотя и не так бросается в глаза, но тем не

менее, вполне реальна. Она является результатом бесчисленных и всегда

ограничительных законов, вотируемых парламентами, считающими себя обязанными так

поступать и не замечающими последствий этого из-за своей односторонности.

Очевидно, эта опасность действительно неизбежна, если даже Англия,

представляющая, конечно, самый совершенный тип парламентского режима (такого, в

котором представитель более независим от своего избирателя, чем где бы то ни

было), не могла избавиться от этой опасности. Герберт Спенсер в одном из своих

прежних трудов указал, что увеличение кажущейся свободы должно сопровождаться

уменьшением истинной свободы. Возвращаясь к этому в своей новой книге Индивид и

государство , Спенсер выражается следующим образом об английском парламенте:

С этого времени законодательство пошло по тому пути, который я указал.

Диктаторские меры, быстро увеличиваясь, постоянно стремились к тому, чтобы

ограничить личную свободу, и притом двумя способами: ежегодно издавалось

множество постановлений, налагающих стеснения на граждан там, где их действия

прежде были совершенно свободны, и вынуждающих их совершать такие действия,

которые они могли прежде совершать или не совершать по желанию. В то же время

общественные повинности, все более и более тяжелые, особенно имеющие местный

характер, ограничили еще более свободу граждан, сократив ту часть их прибыли,

которую они могут тратить по своему усмотрению, и увеличив ту часть, которая от

них отнимается, для нужд общественных деятелей .

Это прогрессивное ограничение свободы выражается во всех странах в следующей

особой форме, на которую, однако, Герберт Спенсер не указывает. Введение целой

серии бесчисленных мероприятий, имеющих обыкновенно ограничительный характер,

необходимым образом ведет к увеличению числа чиновников, обязанных приводить их

в исполнение, и усилению их власти и влияния; эти чиновники, следовательно,

прогрессивно стремятся к тому, чтобы сделаться настоящими властелинами в

цивилизованных странах. Власть их тем более велика, что постоянные перемены

правления нисколько не влияют на их положение, так как административная каста -

единственная, ускользающая от этих перемен и обладающая безответственностью,

безличностью и беспрерывностью. Из всех же видов деспотизма самый тяжелый именно

тот, который представляется в такой троякой форме.

Постоянное изобретение таких ограничительных законов и постановлений, окружающих

самыми византийскими формальностями все малейшие акты жизни, роковым образом

ведет к сужению все в большей и большей степени сферы, в которой граждане могут

двигаться свободно. Жертвы иллюзии, заставляющей их думать, что умножая законы,

они лучше обеспечат равенство и свободу, народы ежедневно налагают на себя самые

тяжелые оковы.

Но это не проходит для них даром. Привыкнув переносить всякое иго, народы сами

ищут его и доходят до потери всякой самостоятельности и энергии. Они становятся

тогда пустой тенью, пассивными автоматами, без воли, без сопротивляемости и без

силы. Тогда-то человек бывает вынужден искать на стороне те пружины, которых ему

не хватает. Благодаря возрастающей индифферентности и бессилию граждан, роль

правительств непременно должна еще больше увеличиться. Правительства должны

поневоле обладать духом инициативы, предприимчивости и руководительства, так как

все это отсутствует у частных лиц; они должны все предпринимать, всем

руководить, всему покровительствовать. Государство в конце концов становится

всемогущим провидением. Опыт учит, однако, что власть таких богов никогда не

бывает ни слишком прочной, ни слишком сильной.

Такое прогрессивное ограничение всякой свободы у некоторых народов, - несмотря

на внешние вольности, порождающие лишь иллюзию свободы - по-видимому, является

последствием не только какого-нибудь режима, но и старости этих народов; оно

представляет один из симптомов, предшествующих фазе упадка, которую не могла

избежать до сих пор еще ни одна цивилизация.

Если судить по наставлениям прошлого и симптомам, шляющимся со всех сторон, то

большинство наших современных цивилизаций уже достигло этой фазы крайней

старости, которая предшествует упадку. По-видимому, такие