А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 2)

эти собрания превращаются в толпу.

Исходной точкой при классификации толпы будет служить нам простое скопище.

Низшая форма такого скопища наблюдается тогда, когда оно состоит из индивидов

различных рас и не имеет другой общей связи, кроме более или менее почитаемой

воли одного вождя. Типом такого скопища являются варвары весьма различного

происхождения, наводнявшие римскую империю в течение многих веков. Над этим

скопищем, состоящим из различных рас, будет находиться такая толпа, которая под

влиянием извесгных факторов приобрела уже общие черты, и в конце концов

образовала расу. При случае и в такой толпе могут проявиться специальные черты,

характерные для толпы всякого рода, но все же над ними будут преобладать в

большей или меньшей степени черты, свойственные расе.

Обе категории скопищ под влиянием факторов, о которых мы говорили выше, могут

превращаться в организованную или одухотворенную толпу. В этой организованной

толпе мы устанавливаем следующие различия:

А. Толпа разнородная

1. Анонимная (уличная толпа, например).

2. Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д.).

В. Толпа однородная

1. Секты (политические, религиозные и т.д.).

2. Касты (восьмые, духовенство, рабочие и т.д.).

3. Классы (буржуазия, крестьянство и т.д.).

Постараемся в нескольких словах определить главные отличительные черты этих

различных категорий толпы.

§1. РАЗНОРОДНАЯ ТОЛПА

О характерных чертах этой толпы мы уже говорили раньше. Такая толпа составляется

из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию. Мы

знаем уже, что коллективная психология людей, образующих действующую толпу,

отличается значительно от их индивидуальной психологии, и умственное развитие не

препятствует этому. Нам известно, что в собраниях ум не играет никакой роли, и

двигателями являются бессознательные чувства.

Основной фактор - раса - дозволяет нам установить еще более глубокие различия

между разнообразными формами такой толпы. Нам приходилось уже не раз

возвращаться к вопросу о той роли, которую играет раса, и указывать, что она

является самым могущественным фактором, определяющим поступки людей, и, кроме

того, выражается в действиях и свойствах толпы. Толпа, состоящая из индивидов

самых разнообразных, но одной и той же расы (например, англичан или китайцев),

значительно отличается от толпы, в состав которой входят индивиды также всякого

рода, но принадлежащие к разным расам (например, русские, французы, испанцы).

Глубокие различия, создаваемые наследственной умственной организацией в мыслях и

чувствах людей, тотчас же выступают наружу, как только какие-нибудь

обстоятельства, довольно .впрочем, редкие, соединяют вместе в толпе, и притом в

приблизительно равной пропорции, индивидов различной национальности; эти

различия обнаруживаются даже несмотря на кажущуюся общность интересов,

заставивших их собраться вместе. Попытки социалистов собрать в общем конгрессе

представителей рабочего населения каждой страны обыкновенно приводили лишь к

самым яростным разногласиям. Латинская толпа, как бы она ни была революционна

или консервативна, непременно обратится к вмешательству государства для

реализации своих требований. Эта толпа всегда обнаруживает склонность к

централизации и цезаризму. Английская же или американская толпа не признает

государства и всегда будет обращаться к частной инициативе. Французская толпа

больше всего стоит за равенство, английская - за свободу. Такие различия,

существующие между расами, ведут к тому, что социализм и демократия представляют

почти столько же разнообразных форм, сколько есть наций.

Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу,

ограничивающую ее колебания. Надо признать основным законом, что низшие свойства

толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита душа расы. Господство

толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Только путем

приобретения прочно организованной души раса может избавиться мало-помалу от

неразумной власти над ней толпы и выйти из состояния варварства.

Оставив в стороне расу, мы можем разделить разнородную толпу на два отдела:

толпу анонимную, уличную толпу, и толпу неанонимную, к которой надо отнести все

совещательные собрания, например, присяжных. Чувство ответственности, не

существующее в толпе первого рода, развито в толпе второго рода и придает ее

поступкам очень часто совершенно иное направление.

§2. ТОЛПА ОДНОРОДНАЯ

Толпа однородная состоит из трех