А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 2)

спекуляция? Критика

не решается даже рекомендовать какую-нибудь книгу или театральную пьесу, потому

что этим она может только повредить им, а никак не помочь. Журналы до такой

степени сознают бесполезность критики или какого-нибудь личного мнения, что они

мало-помалу уничтожили все отделы литературной критики и ограничиваются лишь

тем, что печатают только одно название книги, прибавляя две-три строчки рекламы

и более ничего. Через двадцать лет, вероятно, такая же участь постигнет и

театральную критику.

Прислушивание к мнению толпы составляет в настоящее время главную заботу печати

и правительств. Какое действие произвело то или иное событие, законодательный

проект, речь - вот что им постоянно надо знать! Но это далеко не легко, так как

ни что нс может быть изменчивее мыслей толпы, и нередко можно наблюдать, как

толпа подвергает проклятьям то, что она превозносила накануне.

Такое полное отсутствие руководства мнениями толпы так же, как и разрушение

общих верований, имели своим конечным результатом полное распадение всяких

убеждений и все увеличивающееся равнодушие толпы ко всему тому, что не касается

ее непосредственных интересов. Вопросы, относящиеся к таким доктринам как

социализм, находят убежденных защитников лишь в совершенно неграмотных слоях,

каковы рабочие на фабриках и копях. Мелкие буржуа и рабочие, получившие

некоторое образование, или заразились скептицизмом, или же сделались

необыкновенно изменчивы в своем образе мыслей.

Совершившаяся в течение двадцати пяти лет эволюция в этом направлении

действительно поразительна. В предшествующую и даже не очень отдаленную эпоху

мнения все-таки указывали на некоторое ориентирование в известном направлении,

они вытекали из какого-нибудь основного общего верования. Монархист роковым

образом должен был иметь известные, очень определенные убеждения как в истории,

так и в науке, а республиканец должен был иметь совершенно противоположные идеи.

Монархист, например, был совершенно убежден в том, что он не происходит от

обезьяны, тогда как республиканец был убежден в противном. Монархист должен был

с ужасом отзываться о революции, а республиканец - с уважением. Одни имена

произносились с благоговением, другие же нельзя было произносить иначе, как с

проклятием. Даже в Сорбонне господствовало подобное же наивное отношение к

истории*.

* Некоторые страницы из книг наших официальных профессоров в этом отношении

очень любопытны. Они показывают, до какой степени критический дух мало

развивается нашим университетским образованием.

В настоящее время вследствие обсуждений и анализа мнения теряют свое обаяние, их

резкости быстро сглаживаются. Лишь весьма немногие из этих мнений сохранили еще

настолько силы, чтобы увлекать нас, и современный человек все более и более

охватывается равнодушием.

Не будем, однако, слишком сожалеть о таком общем исчезновении устойчивости

мнений. Нельзя, конечно, отрицать, что в жизни народа это служит симптомом

упадка. Без всякого сомнения, ясновидящие, апостолы, вожаки, одним словом,

убежденные люди обладают совершенно иной силой, нежели отрицатели, критики и

равнодушные. Но не следует забывать: при существующем могуществе толпы всякое

мнение, обладающее достаточной степенью обаяния, чтобы овладеть ею, должно

тотчас же получить такую тираническую власть, что эра свободных суждений

прекратилась бы надолго. Толпа представляет собой властелина, иногда

миролюбивого, как были миролюбивы Гелиогобал и Тиберий, но все же ужасного в

моменты своих капризов. Если какая-нибудь цивилизация подпадет под власть толпы,

она становится в зависимость от массы случайностей и не может уже долго

продержаться. Если что-нибудь и в состоянии отсрочить час окончательного

разрушения, то это именно такое всевозрастающее равнодушие толпы ко всякому

общему верованию.

Отдел третий

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПИСАНИЕ ТОЛПЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

Глава 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТОЛПЫ

Общее разделение толпы. - Ее классификация. § 1. Разнородная толпа. - Как она

образуется. - Влияние расы. - Душа толпы выражена тем слабее, чем сильнее душа

расы. - Душа расы отражает состояние цивилизации, душа толпы - состояние

варварства. § 2. Однородная толпа. -Разделение однородной толпы. - Секты, касты

и классы.

Мы изучили уже общие черты, свойственные одухотворенной толпе; теперь нам надо

рассмотреть частные особенности, присоединяющиеся к этим общим чертам в

собраниях различных категорий тогда, когда под влиянием соответствующих

возбудителей