А.Т. Барсер

Письма Махатм (Часть 2)

категорий: сект, каст и классов.

Секта представляет первую степень организации однородной толпы. В ее состав

входят индивиды различной профессии и воспитания, различной среды, причем

единственной связью между ними служат верования. Таковы, например, различные

религиозные, а также политические секты.

Каста представляет уже самую высшую степень организации, доступную толпе. В

состав секты, как мы видели, входят индивиды различных профессий, воспитания и

среды, связанные лишь общностью верований, тогда как в состав касты входят лишь

индивиды одной и той же профессии, следовательно, происходящие приблизительно из

одной и той же среды и получившие одно и то же воспитание. Таковы будут касты

военная и духовная.

Класс образуется индивидами различного происхождения, собравшимися не вследствие

общности верований, как это мы видим у членов какой-нибудь секты, не в силу

общности профессиональных занятий, как это наблюдается в касте, но в силу

известных интересов, привычек, образовавшихся под влиянием одинакового образа

жизни и воспитания. Таковы, например, буржуазный класс, земледельческий и т.д.

В этой работе я не буду входить в подробное исследование толпы однородной

(секты, касты и классы), так как откладываю это до следующего тома. Свое же

исследование толпы разнородной я намерен закончить изображением нескольких

определенных категорий этой толпы, избранных мною как типы.

Глава II ПРЕСТУПНАЯ ТОЛПА

Так называемая преступная толпа. - Толпа может быть преступна с точки зрения

закона, но не будет таковой с психологической точки зрения. - полная

бессознательность поступков толпы. - Разные примеры. - Психология

сентябрьщиков . - Их рассуждения, чувствительность, свирепость и

нравственность.

Название преступная толпа ни в каком случае не подходит к такой толпе, которая

после известного состояния возбуждения превратилась в простой бессознательный

автомат, повинующейся внушениям. Но я все-таки сохраняю это ошибочное название,

потому что оно узаконено новейшими психологическими исследованиями. Без

сомнения, некоторые действия толпы преступны, если их рассматривать сами по

себе, но тогда и поступок тигра, пожирающего индуса, также надо назвать

преступным. Преступления толпы всегда вызваны каким-нибудь очень могущественным

внушением, и индивиды, принявшие участие в совершении этого преступления,

убеждены, что они исполнили свой долг, чего нельзя сказать об обыкновенном

преступнике.

История преступлений толпы вполне подтверждает все вышесказанное. Как типичный

пример можно привести убийство губернатора Бастилии де Лоней. После взятия этой

крепости губернатора окружила очень возбужденная толпа, и со всех сторон его

стали осыпать ударами. Одни предлагали его повесить, другие - отрубить ему

голову или привязать его к хвосту лошади. Отбиваясь, он нечаянно ударил ногой

одного из присутствующих. Тотчас же кто-то предложил, чтобы получивший удар

перерезал горло губернатору, и это предложение было немедленно принято толпой.

Тот, кому пришлось выполнить роль палача, был повар без места, отправившийся

вместе с другими зеваками в Бастилию посмотреть, что там делается. Повинуясь

общему решению, он был убежден, что совершает патриотический подвиг и даже

заслуживает медали за то, что убил чудовище. Врученной ему саблей он ударил

губернатора по голой шее, но сабля оказалась плохо заточенной. Тогда он

преспокойно вынул из своего кармана маленький ножик с черной ручкой, и так как в

качестве повара он научился резать мясо, то при помощи этого ножа благополучно

окончил операцию, которую должен был сделать.

В этом случае можно ясно проследить действие механизма, о котором сказано выше:

повиновение внушению, тем более могущественному, что оно бывает коллективным, и

уверенность убийцы в том, что он совершает достойный похвалы поступок,

уверенность тем более сильная, что он видит единодушное одобрение со стороны

своих сограждан. Конечно, такой поступок будет преступным с точки зрения закона,

но с психологической точки зрения мы так не назовем его.

Общие черты преступной толпы такие же, как и всякой другой толпы:

восприимчивость к внушению, легковерие, непостоянство, приоритет чувств, как

хороших, так и дурных. Все эти черты мы можем найти у толпы, оставившей по себе

одно из самых ужасных воспоминаний в нашей истории - это так называемые

сентябрьщики . (Т.е. участники сентябрьской резни , продолжавшейся 3 дня в

сентябре 1792 г. ) У них, впрочем, можно встретить много