Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

сочетании силы и гибкости показывает мастерство техники. Наша школа учит, что уничтожить

чью-то силу и победить врага его собственной силой можно за счет ki. Тот, кто отрицает значение силы,

действует на основе фундаментального принципа. Тот, кто не надеется на силу, а использует ki достигает того,

что сила врага обращается в противоположную сторону и он падает за счет нее сам. В этом суть победы над

врагом с использованием его собственной силы. Вы должны внимательно относиться к этому положению. По

сути, за счет этого слабый побеждает сильного.'

Чтобы проиллюситрировать значение ki в искусстве работы с мечом, мы процитируем следующие

высказывания, выражающие определенные точки зрения: ' Возможность победы зависит от ki. Внимательно

следя за ki врага и двигаясь в соответствии с ней, вы как бы держите перед собой возможность победы. В дзен

в этом случае говорят о 'возможности проявления дзен'. Возможность победы дает ki, которая спрятана и

открыто не проявляется (Heiho kaden sho).

'Во всех областях, связанных с искусством, в том числе с боевыми искусствами, превосходство

определяет тренировка и практическая работа, но истинное совершенство зависит от ki. Величие Неба и Земли,

сияние Солнца и Луны, смена времен года, жара и холод, рождение и смерть - все это связано с колебаниями в

системе ин и янь. Их тонкое действие нельзя описать словами, но оно вселяет во все сущее жизнь через

посредство ki. Ki - это зарождение жизни, и когда ki покидает форму, наступает смерть. (Tengu geijutsu ron)'.

Теперь давайте перейдем к пониманию ki на основе учения Учителя Уесиба. Его взгляд на ki,

сформировавшийся на основе интуитивного постижения принципов функционирования вселенной, был

сформулирован образным языком. Иногда трудно понять основные моменты, но внимательное чтение его

высказываний может в какой-то степени дать нам ключ к его пониманию ki. Два его положения о ki следующие:

'На основе будо я тщательно тренировал свое тело и овледевал его внутренними секретами, но я также

понял даже более великую истину. То есть, когда я на основе будо осознал реальную природу вселенной, я

ясно увидел, что люди должны соединить тело, разум и об`единяющую их ki и далее достичь гармонии со всеми

проявлениями об`ектов вселенной.

На основе тонкой работы ki мы достигаем гармонии разума и тела и связи индивидуального и

универсального. Если тонкая работа ki расстроится, в мире наступит распад, а во вселенной - хаос. Гармония

сочетания системы ki-разум-тело с активностью вселенной - это критический момент, определяющий порядок и

мир в мире.'

Далее Учитель Уесиба развивает мысль о функциях ki и ее значении для хорошо сбалансированной

жизни: ' Тонкая работа ki - это материнский источник, влияющий на небольшие изменения дыхания. Она же -

основа боевых искусств как пути любви. Когда достигается соединение разума и тела на основе ki и

проявляется ai-ki (гармония ki), небольшие изменения дыхания осуществляются непроизвольно, давая

свободный выход waza (правильной техники).

Изменения дыхания, связанные с ki вселенной, пронизывают все живое и взаимодействуют с ним.

Одновременно, внутренняя сила дыхания входит во все уголки данного тела. Проникая глубоко внутрь, она

наполняет человека жизненностью, что естественно приводит к разнообразным динамичным непроизвольным

движениям. Таким образом, все тело, включая внутренние органы, становится единой системой для тепла,

света и силы. После достижения единства тела и разума и контакта со вселенной тело перемещается по

желанию, не сопротивляясь мыслям человека.'

Заключения Учителя Уесиба о ki, сформулированные в результате его борьбы в течение всей жизни за

истины будо путем многолетних тренировок боевого искусства, становятся все более внутренними и духовными

по мере развития мысли: 'Тонкие изменения дыхания вызывают внутрениие перемещения ki в теле. Иногда эти

перемещения резкие и мощные, а иногда медленные и плавные. По этим изменениям можно оценить степень

концентрации или единства разума и тела. Когда концентрация об`единяет тело и разум, сила дыхания

становится идентична силе вселенной, которая мягко и естественно усиливается до высшего предела, но в то

же время возрастает самосодержание