Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

по существу современное выражение Японских боевых искусств (будо). Его

ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые

упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе 8 века - произведениях Kojiki (летопись

событий древности) и Nihongi (хроника Японии) Это не значит, что айкидо слепо следует традициям древних

боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях.

Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях

гражданской войны, и формализованную как будо, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава

(1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они неприемлемы для

современных людей и им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления

династии Мейдзи в 1868 г.

Основатель айкидо, Учитель Уесиба Морихей, родился 14 декабря 1883 г. Живя в бурное время

модернизации Японии, он посвятил себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям

обычных людей, но не было бы анахронизмом. Основоположения Учителя Уесибы были основаны на

следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были

неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству будо. Он шел к этой цели

долгим путем, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины будо через

события современной истории Японии.

Учитель Уесиба, безусловно, считал, что истинный дух будо не может быть связан с атмосферой

конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель - победа любой ценой. Он считал,

что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за

счет накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое истинное

проявление будо имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или

эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение

фундаментальной созидательной силы ki, пронизывающей вселенную, и индивидуальной ki, неотделимой от

энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается

сотостояние гармонии индивидуальной и универсальной ki, которое проявляется в динамичном движении

потока энергии ki, свободного и текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии,

включенная в айкидо.

Гениальным Учителем Уесиба, который формулировал первый принцип будо как постоянную тренировку

тела и разума, являющуюся основой духовного развития человека, этот принцип был воплощен в

соответствующее боевое искусство, айкидо. Сейчас айкидо - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для

нашего века, - занимается бессчетное количество людей - представители всех уровней и классов общества.

Определение айкидо как современного будо вовсе не означает, что оно приобрело черты, характерные

для других 'осовремененных' форм будо, таких как дзюдо, карате и кендо. В то время как айкидо развивает

духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления основаны на

соревновании и турнирах, что подчеркивает их силовую природу, обеспечивая тем самым для них место в мире

спорта.

Айкидо, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы

соревнований и турниров, включая деление на весовые категории, классификацию по числу побед и

награждение победителей. Такие вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие

самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми

единоборствами - каждый хочет быть победителем, но нет ничего более страшного для будо, безусловная цель

которого состоит в освобождении от личного, постижении безличного и истинно человеческого.

Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся современными

видами спорта. Такое направление было исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в

Японии после 2 Мировой войны, когда все боевые искусства развивались