Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО


одно из оснований, позволяющих рассматривать айкидо как утонченное искусство.

Нужно обязательно отметить, что сферическое движение в айкидо развивалось не для очищения

искусства и не для создания пассивной системы защиты. Реальная цель была позитивной и агрессивной:

превзойти и подавить силу противника. Айкидо родилось из споров по поводу ответов на такие жизненно

важные вопросы как : ' Что мне делать при нападении кого-то физически более сильного, чем я? Как я могу

победить противника не используя никакое оружие? Не возвращаясь к жестким силовым или психологическим

методам и сохраняя верность основам будо, что можно считать наиболее рациональным путем достижения

превосходства над противником? Короче, как мы можем организовать защиту от того, кто превосходит нас по

массе, силе и опыту?'

Принцип и использование кругового вращения как базы айкидо были найдены Учителем Уесиба в ответ на

эти вопросы и были разработаны им как современный вызов традиционным боевым искусствам. Основатель

занимался разными видами джиу-джитсу, такими как школы Кито и Дайто, и учился древнему искусству

владения мечом в школе Синкаге.

Неудовлетворенный тем, чему научился, он на основе интенсивной тренировки на безе философии nen

добился свободного непроизвольного проявления личности в круговом движении. Принцип классического джиу-

джитсу, по которому мягкий побеждает грубого, а гибкий - жесткого был использован Учителем Уесиба в его

понимании айкидо, но с существенным отличием. В древнем джиу-джитсу учили: 'когда вас толкают - тяните,

когда тянут толкайте вперед' . С учетом сферичности движений в айкидо это звучит:'когда вас толкают

разворачивайтесь и двигайтесь по кругу, когда тянут - делайте вход круговым движением. ' Это значит, что в

ответ на движния противника нужно двигаться по кругу, а движение по кругу позволяет сохранить

стабилизировать центр тяжести, создавая устойчивую ось вращения. Одновременно, центр тяжести проивника

смещается и теряя центр он теряет и свою силу. Тогда над ним возможна быстрая и полная победа.

На языке айкидо этот момент связывают в основном с движениями корпуса, включающими вращение и

повороты, известными как tai-sabaki, базовая техника которых - это вход, или, точнее irimi-issoku - 'вход одним

шагом', основанный на принципе кругового движения.Из положения hanmi лицом к лицу с противником, при его

движении вперед нужно уклониться от прямой атаки и войти в просвет, находящийся вне его поля зрения - так

называемый 'мертвый угол' - shikaku. Ключевой момент здесь - быстрая уверенная работа ног, за счет которой

собственный центр подавляет ценрт противника. Базовая техника входа предусматривает удар в

незащищенную точку тела противника (atemi), но при достаточно высоком уровнеподготовки могут выполняться

и различные другие движения (такие, как irimi-nage, irimi-tenkan, irimi-otoshi).

Как я уже отметил, irimi - это базовый элемент кругового движения, основное значение в котором имеет

сохранение устойчивого положения собственного центра тяжести. В реальной ситуации чтобы изменить

сотношение сил в свою пользу нужно выполнять вход, полностью используя энергию ki для смещения центра

проивника. Любойценой следует избегать малейших колебаний при входе в момент прямого удара Здесь есть и

другие важные моменты, но поскольку в этой книге не предусмотрено детальное объяснение техники, мы

отошлем вас к соответствующим учевникам.

Если irimi представляет собой выражение в технике боевых искусств характерных особенностей будо, то

правильные движения корпуса, tai-sabaki, символизируют воплощение основных черт айкидо в движении,

ведущим к гармонии динамичской сферы. Безусловно, техника движений корпуса основывается на духовном

единстве с системой космоса и динамическом единстве с постоянно меняющейся вселенной.

Движения корпуса в айкидо основаны на принципе кругового движения. Точно так же, как в случае сферы,

центр устойчив и движение исходит из этой неподвижной точки.Это сферическое движение может преодолеть

любую противоположно направленную силу за счет техники идущей от центра - изящной, но наполненной

бесконечной энергией. Для объяснения движений айкидо можно привлечь законы физики, например, понятия

центробежной