Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО


организацию. В 1942 г. разные направления дзюдо, кендо и других боевых искусств были объединены в

Великую Японскую Ассоциацию Боевых Искусств.

Хотя Основатель не выступал явно против решения правительства, он был явно разочарован тем, что

будо, основанное им как отличающее от других видов было вынуждено стать частью такой организации. Сильно

опасаясь смешения с другими группами в качестве лишь еще одной формы боевого искусства, он пришел к

ощущению, что название KObukan Aiki-budo показывает, что это лишь направление Кодокан какого-то более

широкого искусства. Он решил ввести новое название - айкидо, чтобы выделить свое искусство как уникальную

и четко отличающуюся от других форму будо, а затем вступить в ассоциацию с этим новым названием. В

феврале 1942 г. айкидо стало официальным названием школы Основателя. Прошло 22 года с зарождения

школы Ueshiba Juku в Аябе.


Храм Айки в городе Ивама

Чтобы в полной мере принять введение названия айкидо и понять некоторые основания для этого,

включая изменения в мыслях основателя, мы должны обратить внимание на создание Храма Айки в городе

Ивама префектуры Ибараки, к северо-востоку от Токио. Это место, известное всем занрмающимся айкидо,

оказалось особенно важным для новых начинаний, последовавших после Второй Мировой войны.

Мысль о создании духовного центра айкидо появиласть у Основателя около 1935 г. Она зародилась из

глубокого осознания необходимости поиска истин вселенной на основе будо. Для этой цели он хотел иметь

специальное место. С созданием крепкого центра айкидо в Токио его желание распространения в мире

истинного будо в чистом виде было выполнено, и он радовался достигнутым успехам. Но, в тоже время, он был

неудовлетворен лишь этим и фактически, казалось, ему не нравилось то, что принесла слава - ограничение

возможностей личной жизни и недостаток времени. Основатель проявлял полное безразличие к предметам

обычных желаний человека - социальному положению, почестям и наградам, материальным благам и

удобствам. Его единственной потребностью было развитие духа на основе изучения будо.

Около 1935 г., использовав небольшие собственные сбережения, он начал работать в лесном районе в

пригороде города Ивама. Фермерство было у него в крови, что показывает его деятельность по колонизации

района Ширатаки на Хоккайдо, и он планировал обрабатывать замлю и очищать дух для духовного будо. Но его

желание вернуться к обработке замли не могло быть легко исполнено, поскольку как известный мастер боевого

искусства он постоянно получал приглашения в разные места, и его рабочее расприсание не оставляло ему

времени для осуществления настоящего желания.

Военное время, когда все формы боевых искусств пытальсь организовать в виде единой бюрократической

системы, представило уникальную возможность. В условиях, сделавших невозможным продолжение

нормального развития айкидо от него больше не требовалось направлять это развитие, а по мере сгущения туч

войны уменьшалось число его учеников и число приглашений для представления айкидо. Несомненно, он

чувствоал, что это идеальное время для принятия решения на будушее. Приказ присоединиться к Японской

Ассоциацией боевых искусств как часть военной политики был последней каплей. После этого Основатель

объявил об образовании айкидо, и затем принял решение о жизни в Иваме для развития своего собственного

пути.

Основатель был патриотом в истинном смысле, и верил в желание человека отдать жизнь за Родину. Он

решил не выступать против национальной военной политики. В то же время, он был не согласен с решением

соединить все формы будо под юрисдикцией правительства, для него это указание и любовь к Родине не имели

ничего общего. Более того, новая организация требовала все больше ибольше бумажной работы и присутствия

на заседаниях, а и то и другое противоречило его желанию продолжить поиск своего поимания будо.

При полном отсутствии интереса он сказал: 'Я не гожусь для бумажной работы. Для меня возможны

только занятия по айкидо' И, сказав это, он послал одного из своих ближайших учеников, Хираи Минору,

представлять айкидо на заседаниях. Я в то время еще был студентом Высшей школы Васеда, но он назначил

меня главным инструктором