Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

боевых искусствах, приведем два примера, относящиеся к джиу-джитсу и искусству

работы с мечом. Начнем с определения этих форм в соответствии с руководством по джиу-джитсу школы Кито:

'Kito означает подъем и падение. Подъем - это форма янь. ПАдение - это форма ин. Победа достигается

за счет возврата в янь, и также за счет возврата к ин.'

Смысл этого объясняется в комментарии, известном под названием Densho chushaku, следующим

образом:

'Когда враг проявляет ин, побеждайте за счет янь. Когда враг проявляет янь, побеждайте за счет ин. Виды

техники, которым учат в школе Кито, основаны на ин и янь. Хотя в ответ на движения противника возможны

самые разные другие действия, в единоборстве они бесполезны. Сведение своих действий и техникам ин и янь

дает гарантию победы'.

В соответствии с этим объяснением, стратегия поединка - это ни что иное, как способность к свободному

использованию ин и янь, нападения и защиты, в зависимость от движений противника: использование янь

против его ин и ин против его янь.

В руководствах по древнему искусству работы с мечом принцип ин и янь был использован применительно

к стойкам с мечом, как например, в тексте, известном под названием Itto-ryu kikigaki:

'В школе Наганума Джикишинкаге учат в стойке держать меч высоко, что выражает форму янь внутри янь.

В школе Итто мы учим держать меч низко, что основано на форме ин. Когда янь используется внутри янь, оно

опускается к ин. Когда ин используется в ин, оно хорошо работает, становясь янь. В школе Мунен взяли среднее

между ин и янь, обучая стойке с мечом, направленным вперед и указывающим в глаза противника, с лекгим

разворотом рук вправо'.

Разные школы будо по-разному понимают ин и янь, но все интерпретации основаны на базовых

философских идеях из классических трудов китайских мыслителей. В качестве заключения мы можем

процитировать отрывок из 'Книги перемен':

'В древние времены священные силы создали Книгу Перемен для отражения принципов природы и жизни.

Они установили Тао Неба, назвав его ин и янь. Они установили Тао Земли, назвав его устойчивостью и ростом.

Они установили Тао Человека, назвав его человеческими чувствами и действиями. Создав эти три стихии, они

удвоили их. Поэтому, знак Книги Перемен всегда состоит из шести линий'.

Коротко говоря, вселенная состоит из трех стихий: Неба, Земли и Человека. Они рассматриваются как

Тао, управляющие жизнью за счет изменений соотношения ин и янь, устойчивости и роста, человеческих чувств

и действий. Это значит, что когда мы полностью осознаем эти связи и живем в соответствии с ними, то мы

соединяется с Тао. Проявлять ин и янь в своих действиях значит быть единым с Тао.

Принцип ин и янь важен сам по себе, но безусловно, на основе постепенного осознания на практике этот

принцип дает нам возможность постижения абсолютной сущности Тао. В айкидо ин и янь конкретно

воплощаются в движениях omote и ura, а основное значение имеет постижение человеком Пути и связанной с

ним фундаментальной истины в процессе практических занятий. Поскольку это соответствует Тао Неба, эти

движения айкидо - это ни что иное как естественные движения.


РАЗВИТИЕ НАСЛЕДИЯ ОСНОВАТЕЛЯ

Краткая история

Официальное название айкидо появилось в феврале 1942 г. Ранее это искусство было известно под

разными названиями, хотя его суть была той же. Подробно история айкидо изложена в написанной мной на

японском языке биографии Основателя (Aikido kaiso, Ueshiba Morihei den. Tokyo: Kodansha, 1977). Ниже дается

краткая историческая сводка, отражающая изменения названия айкидо.

Отец Учителя Уесиба, Йороку, был довольно состоятельным землевладельцем, занимавшимся также

рыбным и лесным хозяйством. Его уважали люди из его окружения, и он был членом деревенского и городского

Советов Нишинотани и Танабе в префектуре Вакаяма. Молодой Уесиба радовал своего отца, который, видя

большие задатки своего сына, обеспечил ему полнейшую материальную и моральную поддержку для роста в

пределах небольшого мирка, где он родился. Сын, однако, чувствовал, что не удовлетворил ожидания своего

отца, и в 1901 г. в возрасте 18 лет отправился в Токио, где оказался новичком в мире бизнеса. На следующий

год от открыл свой