Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО


созидательной энергии, проявляющейся в форме ин и янь (Лао-цзы), жизненным содержанием живущего

(Хуайман-цзы), жизненной силой, возникающей на основе правильных моральных представлений (Менций),

движущей силой, пронизывающей все сущее (Куан-цзы).

Термин ki никогда не был четко определен. Иногда она приравнивалась к чистому пространсту (пустоте)

или отсутствию сущности (Лао-цзы), в других случаях - к созидательной энергии, возникающей из хаоса (Чуанг-

цзы). Она рассматривалась некоторыми философами как двойственный принцип, определяющий структуру

вселенной. Так, аспект легкости в ki становился Небом, а небесная ki становилась солнцем. Аспект тяжести в ki

усиливался, становясь Землей, и из земной ki рождалась вода. Эта двойственность внесла в ki понятия ин и

янь, темноты и света, на основе чего возникла теория пяти стихий и основные концепции Книги Перемен.

В теории пяти стихий Дерево и Огонь относятся к светлой стороне ki, металл и вода - к темной стороне ki,

а Земля, как считают, находится посередине. Изменения климата и счастья людей могут быть предсказаны по

приливам и отливам, гармоничной и антагонистической работе пяти стихий. В Книге Перемен сплошная линия (

) символизирует янь, а пунктирная линия (---) - ин, и их разные сочетания образуют восемь тройных комбинаций,

соответствующих состояниям созидания, чувствительности, под`ема, нежности, опустошения, нервозности,

спокойствия и радости. Для целей предсказания они могут быть прочитаны и истолкованы как основа различных

явлений. В более широком смысле, принцип ki ассоциировался с работой двойственной системы ин-янь.

Первичный метафизический принцип ki был принесен в Японию в период правления династий Нара (710-

94) и Хейан (794-1185) и был в целом поддержан. Впоследствие на его интерпретацию повлияло внесение

буддизма, распространявшегося из Индии через Китай, в частности концепции предопределния по карме.

Более важно, что идея ki соединялась с естественными взглядами на природу, и она стала

воспринималься как сила, отвечающая за все циклические процессы роста, увядания, цветения и плодоношения

трав и деревьев. Возникли многие сложные слова, непосрественно связанные с этими природными аспектами:

накопление энергии - yo-ki, восстановление жизни - kai-ki, духовная энергия - sei-ki, и т.д. Она была также

отождествлена с мощной демонической силой, контролирующей любовь и ненависть в межличностных

отношениях, и была включена в магическо-религиозную концепцию ин-янь, теорию пяти стихий; отражение

этого можно найти в литературе эпохи Хейан, например 'Сказании о Генджи'.

Наиболее резкие изменения в трактовке и применении понятия ki начали проявляться с развитием класса

самураев начиная с конца перода Хейан. Процесс продолжался в периоды правления династий Камакура (1185

-1336) и Муромахи (1336-1573) и достиг максимума в начале периода Токугава (1603-1868). Самураи, постоянно

ощущающие угрозу смерти на поле боя, понимали ki как храбрость - shi-ki, силу воли - i-ki, решительность - gen-

ki и мужество - yu-ki. Они были также знакомы с понятиями равномерности - hei -ki и накопления энергии - shu-ki,

в основе которых лежит энергия дыхания - ki-soku, основа жизни и смерти.

Во время периода правления династии Токугава, когда Япония получила 300 лет относительно мирного

существования, возникли крупные споры о буджитсу и появилась цель создания теоретической основы

искусства владения мечом с тем, чтобы не допустить его дегенерации и потери им жизненности. В результате

этих дискуссий сформировалась логичная теоретическая концепция ki, а также взгляды на ее философские и

духовные возможности. В последнем направлении произошел возврат и идеям ин и янь.

Напрмер, в известном труде по классическому джиуджитсу, которое тесно связано с современным дзюдо

и имеет черты сходства с айкидо, мы находим следующее высказывание, которое процитируем по Densho

chushaku, труду школы Кито: 'Kito означает под`ем и падение. Под`ем соответствует форме ин, а падение -

форме янь. Победа достигается повторным возвратом к янь и повторным возвратом к ин... Когда враг проявляет

ин, побеждайте за счет янь. Когда суть врага янь, побеждайте за счет ин... Увеличивая могущество разума,

ритмичность в