Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

В постижении nen ключ

к раскрытию сущности айкидо, фактически, она представляет собой самую сердцвину айкидо. Слудующее

высказывание Учителя Уесиба объясняет значение этого так: 'Данное тело есть конкретный продукт

соединения материального и духовного, создаваемого Вселенной. Оно вдыхает тонкую сущность Вселенной, и

становится одним телом внутри нее, поэтому тренировка - это тренировка пути человеческой жизни. Первая

задача тренировки - в постоянном воспитании духа, шлифовке энергии nen, и соединении тела и разума. Это

основа для развития wasa, которая, в свою очередь, разворачивается в бесконечность через nen.

Существенно, чтобы wasa всегда соответствовала истинности Вселенной. Для того, чтобы это

осуществилось, необходимо правильное восприятие nen. Если чье-то nen связано с желаниями маленькой

личности, то оно ошибочно. Поскольку основанная на ошибочных представлениях тренировка противостоит

истинности Вселенной, она сама по себе вызывает трагические последствия и разрушительные действия.

Nen никогда не связывается с победой или поражением, и оно растет, приходя к в правильной связи с ki

Вселенной. Когда это происходит, nen становится сверхъестественной силой, которая позволяет четко видеть

все вещи в мире, даже малейшие движения руки или ноги. Человек становится как бы чистым зеркалом,

отражающим все, и, поскольку он стоит в центре Вселенной, то может четко видеть все находящееся вне

центра. В этом заключается истина победы без борьбы.

Для выработки гибких движений ki, связанных с nen, вы должны понять что левая сторона тела является

базой боевого искусства, а правая сторона - это место проявления ki вселенной. Когда человек постигает

состояние абсолютной свободы, тело становится легким и проявляет способность к трансформации. Правая

сторона проводит силу через левую, левая сторона становится щитом, а правая основой техники. Этот

естественный спонтанно проявляющийся закон природы должен держаться на центре, и человек должен

свободно проявлять свою личность в процессе динамического сферического вращения.'

Учитель Уесиба учил, что развитие nen состоит в обномоментной концентрации духа, ищущего

соединения с вселенской сущностью, давшей нам жизнь на Земле. Когда тело и разум, объединенные nen,

достигают состояния гармонии с принципом упорядоченной вселенной, личность освобождается от эгоизма и

эгоцентризма, порождая сверхъестественную всевидящую вилу. Личность, соединенная с принципом

универсальных измений, двигается легко и естественно, свободно проявляя себя в сферических движениях.

Nen, централизованная концентрация в поисках объединения упорядоченности вселенной и принципа

изменения, становится проявлением тонкой работ ki. Когда эта тонкая работа, основанная на nen, проявляется

в сердце и разуме занимающегося, он становится свободным и открытым, а его внутренность становится

проницаемой. При работе через все тело в результате получается одухотворенное динамическое движение в

круговом и сферическом вращении. Короче, nen - это линия, соединяющая ki-разум-тело и ki вселенной.

Открытие nen Учителем Уесиба может быть объяснено его постоянной тренировкой в течение многих лет,

но четкая фокусировка этой концепции была осуществлена на основе его опыта поведения в критических

(вопрос жизни или смерти) ситуациях. Они могут рассматриваться как кажущиеся или сверхестественные, но,

без сомнения, они были одними из наиболее значительных событий его жизни.

Одно из таких событий произошло во время его поездки в центральную Монголию в феврале-июне 1924

г., когда он сопровождал Дегучи Онисабуро, главу религиозной секты Омото, который искал место, чтобы

основать миссию - будущий общий религиозный и социально-политический центр. В районе происходили

волнения и беспорядки, и поездка прохожида в условиях риска для жизни.

Мы не можем детально рассматривать эти приключения, скажем только, что за их безопасность в районе

Ксиньянь отвечала группа солдат из армии Внутренней и Внешней независомости Моголии. Несколько раз на

них нападали солдаты китайской нацрональной армии, а также вооруженные группы бандитов, занимавшиеся

мародерством в том районе. На перевале в горах на пути в Тонгльяо они попали в засаду и оказались окружены