Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

и центростремительной силы, но присущая им красота достигается на основе единства ki, разума

и тела. Поскольку они связаны с проявлениями личности как целого, анализ отдельных компонентов не внесет

ничего нового в наше понимания и, тем более, не повысит мастерство.

Занимающийся айкидо на тренировках основное внимание отработке и совершенствованию техники

кругового вращения, включая в свою работу базовый принцип айкидо путем пстоянной треировки. При движении

он или она становится подобен крутящемуся волчку, имеющему устойчивый центр и икогда не теряющему

равновесия. Когда подобное состояние достигнуто, то можно сситать, хотя, возможно, ученик этого полностью

не осознает, что достигнуто соединение системы ki-разум-тело и вселенной.


ЕЖЕДНЕВНАЯ ТРЕНИРОВКА - ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Молодые ученики и базовая техника айкидо

В последние годы число молодых учеников, занимающихся айкидо, резко возросло. Только в Hombu Dojo

занимается более 500 учеников-школьников от учащихся начальных классов до старшеклвссников. Это

характерно и для других школ айкидо Японии, в некоторых из которых зарегистрировано более ста таких

учеников.Ежегодно проводятся летняя конференция по занятиям айкидо с молодежью в центре Nippon Budokan,

а также зимние сборы, которые в качестве спонсора проводит Hombu Dojo в городах Сугадиара (перфектура

Нагано) и Изу (префектура Шизуока). Эти встечи собирают большое количество участников, энтузиазм которых

просто поразителен.

Вопрос об открытии детского класса в Hombu Dojo впервые встал почти двадцать лет назад. Причиной

споров в возможности соответствующего решения было то, что в айкидо упор делается не только на

физическую подготовку, но рано или поздно начинает требовать понимания стоящей за ней философии.

Спортивные и игровые элементы, которые могли бы вызвать интерес детей используются в айкидо минимально,

поэтому мы должны были серьезно обсудить свое решение. К нашему великому удивлению и удовлетворению

большинство учеников продолжало занятия айкидо в течение многих лет. Накконец, несомненно, производит

впечатление серьезность и сосредоточенность, показываемая молодыми учениками на занятиях. Эти качества,

безусловно, необходимы всем занимающимся айкидо - и новичкам и опытным ученикам. Об этом мы никогда не

должны забывать.

Недавно младший инструктор Hombu Dojo, который вел занятия в детском классе филиала Школы,

высказал удивление быстрым прогрессом занимающихся. Он был поражен их интересом к занятиям,

открытостью и готовностью многократно повторять одни и те же движения. Он обнаружил также, что они очень

восприимчивы и могут уловить мысли и настроения учителя по его выражениям, манере разговора или взгляду.

Фактически если бы учитель насправедливо наказывал или хвалил учеников, они бы его не уважали. Этот

инструктор вел занятия пятнадцать лет, но только занимаясь с детьми он понял, что дух гармонии и истинной

любви - основа обучения айкидо. Он говорил также, что уча детей базовой техника айкидо он учился у них

основам любви и гармонии. Интерес к айкидо и желание заниматься у детей значительно превосходит

представления большинства взрослых.

Методика занятий с детьми и подростками отличается от используемой для взрослых, но база и

последовательность остаются теми же. Как и в классе для взрослых ученики начинают с подготовительных

упражнений, таких как funakogi (гребля на лодке) и furitama (развитие ki). Эти упражнения были разработаны

Основателем, когда он понял, что 'личность по сути не отличается от вселенной', как способ развития связи

собственного центра с универсальной сущностью.

В упражнении, имитирующем греблю на лодке, нужно поставить одну ногу вперед, а вторую назад, и как

бы взять в обе руки весла. Таз становится центром повторяющихся движений вперед и назад, напоминающих

движения при гребле. За счет движений взад-вперед ki накапливается в центре, что способствует соединению

разума и тела. Ученикам действительно нравятся ритмичные движения, несмотря на необычность названия

упражнения и входящих в него движений.

После этих предварительных упражнений ученики изучают страховки перекатом вперед и назад и

тренируют движения, направляемые круговым движением партнера.