Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

и независимость личности. Таким образом, когда дыхание работает в

единстве со вселенной, невидимая духовная сущность становится реальной внутренней сущностью личности,

разворачивая, закрывая и защищая человека. Это начало глубокой сущности ai-ki.'

Из этого следует, что ki имеет две стороны единство индивидуального и универсального и свободное

проявление силы дыхания. Первая выражает идею ki на основе представлений древнекитайских мыслителей,

однако, в тренировках айкидо она должна реализовываться через об`единение ki, разума и тела. В процессе

тренровки контакт человека с ki вселенной достигается непроизвольно, без напряжения. Второе положение

указывает, что дыхание человека контролирует его мысли и движения тела. Когда ритм дыхания и движения

айкидо оказываются в состоянии гармонии с ритмом вселенной, разум и тело человека получают центр и

каждое движение становится круговым вращением.

Об`яснение повышенного внимания Учителя Уесиба к двойному функционированию единства и

свободного проявления ki в том. что онвидел в сущности ki сущность своего будо. Приняв это за точку

отправления, мы обязаны продолжить раз`яснение концепции ki как центральной концепции айкидо, и далее

развитить вопрос о значении ее применения в повседневной жизни.


Энергия ki

Ученик, регулярно занимающийся айкидо, должен иметь собственные взгляды на ki даже при незнании ее

исторических и теоретических основ. Как показано в предыдущей главе, ki - это древний принцип, лежащий в

основе восточноазиатских философских учений и религий. Однако, существуют различия в его восприятии

отдельными личностями, связанные с индивидуальными особенностями темперамента, духовного развития,

физической подготовки, опыта и базовых знаний. Следовательно, различия восприятия и представлений

занимающихся о ki неизбежны.

Мы можем услышать, как ученики говорят, что: 'это ощущение некоей энергии, возникающей из состояния

гармонии тела и разума', или: 'это странная жизненная сила, иногда неожиданно возникающая неизвестно

откуда', или: 'Это ощущение точного времени реагирования и согласованного дыхания, достигаемое в процессе

занятий айкидо', или: ' Это непроизвольное, бессознательное движение, которое освежает разум и тело, давая

хорошую разрядку', и т.д.

Каждый ответ справедлив в том смысле, что выражает ощущения, полученные на основе личного опыта.

А будучи выражением личных ощущений, он содержит факты, которые нельзя отрицать. Если это так, то

принципиальные различия в приведенных ответах ничтожно малы, а их большое разнообразие отражает не

только трудность точного определения ki, но и показывает, что за счет своей широты и глубины понятие ki не

поддается единому определению.

При том, что тема ki может рассматриваться в религиозном и философской аспектах, нас интересует

подход к ней на основе личного опыта, тренировки и реализации в боевом искусстве. Когда ki понимается и

постигается в процессе развития личности, это ведет к становлению характера и развитию личности как целого.

Одновременно, такое восприятие ki неизбежно ведет к принятию ее философской и духовной базы. Безусловно,

правильное понимание ki должно достигаться как на опыте, так и за счет интеллектуальной деятельности.

Этому факту мы уделяем большое внимание, когда разрабатываем программу занятий методы, содержание и

последовательность.

Абсолютная цель тренировок в айкидо - это достижение единства ki, тела и разума, но уникальность

айкидо состоит в том, что значение согласования движений с потоком ki подчеркивается с самого начала.

Особое внимание уделяется постижению на опыте и развитию ki, поэтому все движения включают круговое

вращение. Ученики учатся соединению ki разума и тела не только в движении, но и даже до начала любой

тренировки waza. Их учат, например, что ki концентрируется в устойчивом и сильном центре - точке,

соответствующей естественному центру тяжести (пять сантиметров ниже пупка) в случае, когда человек стоит и

расслаблен. Когда поток ki идет через руки и кончиуи пальцев, рука без оружия сами становятся оружием,

называемым te-gatana, что буквально означает 'рука-меч'. Перед началом обработки движений принято

развивать дыхательную силу с помощью упражнения,