В.П.Серкин.

Хохот Шамана

и был недоволен неполнотой ответов; вопрос о ценах он считал несущественным, а то, что в метро стало мень¬ше красивых женщин,— очень существенным. Мою вер¬сию о том, что красивые женщины пересели в автомоби¬ли, он одобрил, а версию о конкуренции как основе цено¬образования — высмеял. Его высокий уровень социальной компетентности при отшельническом образе жизни удив¬лял меня.

—У тебя есть паспорт?

—Спрятан возле города.

—Откуда?

—Море и горы дают все. Когда я нашел этот паспорт, его владельцу уже нельзя было помочь.

—А настоящий?

—Настоящие документы давно истлели.

—Ты где-то прописан?

—Зарегистрирован.

—Как ты это делаешь?

—В следующий раз ты немного поможешь мне и узна¬ешь.

—Как ты можешь знать, не бывая в городе?

—Я знаю города так же хорошо, как море или горы.

—Откуда?

—Я прожил в городах много дольше тебя и еще соби¬раюсь жить в них.

—Как давно ты начал так жить?

—Сослали меня в Якутию еще как правого эсера. Я сра¬зу ушел на восток, к океану.

—Но и здесь люди жили: Охотск, Ола, Гижига, Марково...

—И здесь достали. В двадцатых я имел бартер с япон¬скими капитанами. Потом, при Дальстрое, вылечил одно¬го старого несчастного особиста. Он сказ&а, что мне гро¬зит за этот бартер.

—Он был прав?

—Компаньоны, которые не решились уйти, умерли в лагерях.

—Может, они действительно могли сообщить японцам что-либо стратегически важное?

—Конечно. Здесь была целая рота медведей и дивизия зайцев**.

—Как ты ушел?

—На юг, потом на запад по Охотскому тракту. Советские им уже мало пользовались. В Олекминске купил документы.

—Что ты брал у японцев?

—Все. Даже купил жену.

—Японскую?

—Да, тогда это было обычно.

—Именно купил?

—Я попросил, и через год мне привезли девушку.

—Много привозили японских девушек?

—В XVIII—XIX веках японцы, китайцы, корейцы, американцы постоянно кого-нибудь привозили и уво¬зили.

—А русские?

—Русских, конечно, было больше. Они с XV века при¬ходили по суше всем отрядом или караваном, а не едини¬цы, как с кораблей.

—Что стало с той японской девушкой?

—На следующий год отправил домой. Им очень плохо здесь зимой.

—У вас был ребенок?

—Нет. Быстро понял, что придется отправить. Боялся, что зиму не переживет.

* На мой взгляд, сознание Шамана всегда является предельно ясным, а озабоченным или суетящимся его невозможно даже представить.

**До 1929 г. (основание Нагаевской культбазы) на месте, где стоит Магадан, никто нежил постоянно.

08.11

Обсуждая вопросы взаимодействия с Духами, Шаман ут¬верждал, что именно мой язык мешает мне понять, что такое «Духи». Когда я рассказал ему гипотезу лингвис¬тической относительности и детерминизма*, Шаман за¬явил, что мой язык вносит ограничения и в саму гипо¬тезу. Он считает, что ее следовало бы сформулировать и назвать гипотезой относительности практик, так как че¬ловек вообще не может говорить о том, что не практи¬кует.

—Почему язык может меня ограничивать?

—Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.

—Из чего же он состоит?

—Из того, что ты о нем думаешь.

—Я спрашиваю о реальности.

—Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это твоя единственная реальность.

—А как думать о другой реальности?

—Ты видишь летящую чайку и говоришь: «Чайка ле¬тит». Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: «Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак». Он это делает, такое понимание — часть его практики, и это — его реальность.

—А есть единая реальность для всех?

—Только на уровне совпадения практик.

*Гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа

08.11

Решил для опыта освоить какую-нибудь новую для себя практику. Составил мантру для саморегуляции и про¬изнес ее триста раз, стараясь чувствовать и представ¬лять. Совершенно успокоился и вдруг заметил, на¬сколько встревожен шныряющий вокруг белый горностайчик.

—Новая практика позволяет сразу замечать что-то но¬вое, чего раньше не замечал?

—То, что случилось с тобой сейчас, редкая удача. Обыч¬но практика должна долго осваиваться и реализовываться для изменения мира.

—Почему мир изменяется?

—Сознание человека выделяет из множества свойств мира лишь те, которые полезны для его деятельности. Из этих свойств и строится образ мира. Соответственно, твой образ и образ другого одинаковы лишь в той части, где вы одинаково практикуете.

—Как это?

—Сравни оленя для эвелна и оленя для горожанина.

—Понял. Разнообразя практики, я буду увеличивать только свой образ или свой мир?

—Мир, осваиваемый через образ.

—То есть человек может начать жить