В.П.Серкин.

Хохот Шамана

и вновь приблизившихся криков.

Городская запись

Несколько недель мело так, что я не мог выбраться из го¬рода. Организм, привыкший к длительным переходам, тре¬бовал физической нагрузки. Пошел в зал бывшего поли¬технического института (сейчас — часть Северного меж¬дународного университета), где пару лет назад играл с преподавателями в волейбол и футбол. Все, приходящие в «наши» часы, раньше играли или продолжают играть за какие-либо команды. Я ожидал, что двухлетний перерыв отрицательно скажется на моих навыках, но с удивлением отметил, что играть стал получше: резче и точнее. Может быть, из-за общения с Шаманом?

—Твоя «мудрость» повлияла на мою игру?

—Нет, лед.

—Как это?

—Ты прошел уже сотни или тысячи километров по об¬леденелой кромке льда и скалам, рискуя соскользнуть в море. Десятки тысяч раз в тяжелой одежде с рюкзаком ты сохранял равновесие, скользил, цеплялся, подтягивался, изворачивался, протискивался... Тело привыкло решать эти задачи. Сейчас ты ловок почти как древний чукча-охот¬ник, только навыков нет.

—Лед повысил мастерство игры?

—Ловкость, точность, равновесие, силу — базу. Ты, на¬верное, даже излишне прыгал по залу?

—Да, как-то было комфортно, хотя и душно.

—Еще бы. В легком спортивном костюме на ровном и нескользком полу.

—Что-то, кроме льда, может улучшить мою «базу»?

—Обледенелые скаты, тяжелая одежда и груз — луч¬ший тренер. Лучше только сознание.

07.11

Лед внушает тревогу. Раньше ходил по зимнему льду без¬боязненно. Тут и танковая дивизия пройдет. Но сейчас... Лед может разозлиться или захочет поиграть. Или, наобо¬рот, обнять. Шаман смеется над опасениями.

—Лед делает, что хочет?

—В определенных пределах.

—Он может утопить меня?

—Кто ты такой, чтобы лед пошевелился?

—Но ответил же тебе сразу.

—Могу говорить на языке его энергий. Льду скучно, он отвечает. Но не пошевелится и ради меня.

—Как ты научился его языку?

—Не язык. Энергия высказывания. Я облекаю смысл высказывания в энергию звука, близкую звукам льда.

—Как хотя бы что-то понять об этой энергии?

—Боюсь, в нынешнем состоянии у тебя непреодоли¬мое препятствие?

—Хотя бы о препятствии?

—Твой ум настолько недисциплинирован, что отвле¬кается от льда, даже когда ухо зачешется. А нужно, чтобы он не отвлекался из-за холода.

—Если я не буду отвлекаться на холод, я себе что-ни¬будь отморожу.

—Если ты действительно забудешь про холод, его не будет.

30.12

Шаман прав. Лед действительно здорово тренирует. Когда задумался над этим, «увидел», как легко прохожу некото¬рые участки обледеневших скал сегодня. Вспомнил, как два года назад со страхом и с трудом лез по этим участкам на четвереньках под добродушное хихиканье Шамана. Раз это так, надо присмотреться к другим двигательным зада¬чам, которые тело Шамана решает походя, а мое — с тру дом. Первое, что заметил,— Шаман перед новым трудным участком оглядывается назад.

—Зачем ты оглядываешься перед трудным участком?

Долгая пауза. Или я стал уже лучше понимать молча¬ние Шамана, или мне показалось, что Шаман перед отве¬том решил понаблюдать за своим поведением.

—Когда идешь по льду в неизвестное трудное место, думай о том, как вернуться, если решишь вернуться и вы¬брать другой путь.

Теперь молчу я. Это почти очевидно, но я никогда не формулировал это словами. Шаман, проявляя свое уме¬ние «читать мысли», приходит мне на помощь.

—Не расстраивайся. Ты только потому смог задать воп¬рос, что почти знал ответ.

—Этот принцип обратного пути не только для льда?

—Мы никогда и не стали бы говорить только про лед. Потому и общаемся.

30.12

Оттепель. Крупными хлопьями идет снег и медленно тает на одежде или ветвях. После тяжелого перехода сижу на скамейке для наблюдения за льдами с закрытыми глаза¬ми, улавливая приятное ощущение тающих на лице сне¬жинок. Шаман молча сидит рядом. Открыв глаза, наблю¬даю, как он долго и внимательно рассматривает снежинки на своей рукавице.

—В детстве тоже любил рассматривать снежинки.

—В детстве мы все многое чувствовали, почти знали.

—Что мы знали про снежинки?

—Мы чувствовали, что в миллионах их узоров, может быть, есть ключ к пониманию всего мира. Это заворажи¬вало.

—Действительно есть какой-то ключ?

—Узоры снежинок, кристаллы льдов и все кристаллы устроены так же, как ты или я. Разглядывая кристаллы, многое узнаю о людях.

—В каком смысле?

—Твое тело состоит из таких же узоров, сознание тоже.

—Взрослыми мы это забыли?

—Взрослыми мы перестали доверять чувствам, как дети. А рационально мы это не узнали.

—Как мне узнать это рационально?

—Сначала смотри.

Через