В.П.Серкин.

Хохот Шамана

бессмертен. Он живет с девушка¬ми и совершает подвиги.

—Это подростковые мечты. Если бы кто-нибудь жил действительно долго, он бы не вмешивался в эту суету.

09.05

Чуть-чуть удачнее были прямые вопросы, но к этому вре¬мени (или сразу?) Шаман понял мой интерес и, по своей вредной привычке развлекаться по любому поводу, под¬шучивал над ним.

—Сколько ты собираешься жить?

—Я готов умереть сегодня.

—Но если ты не умрешь, сколько ты хочешь жить?

—Это зависит не только от меня.— Смеется.

—Но настолько, насколько это зависит от тебя?

—Как и любой йог.

—Это мне непонятно.

—Столько, сколько намерен оставаться в этом теле.— Смеется.

—Я не знаю йоги. Сколько ты хотел бы оставаться?

—Годы катятся, катятся, и они так похожи друг на дру¬га, что я не знаю, сколько мне лет.

—Но ты можешь посчитать.

—Умом я знаю сколько, но чувствую их как пять — семь.

19.07

Упоминание Шамана о его занятиях йогой позволило мне задать ряд вопросов, но разговор получился каким-то раз¬дражающим, двусмысленным и пустым. Я хотел убрать его из этой публикации как ничего не значащий, но по¬нял, что он значим, хотя эта значимость почему-то непри¬ятна.

—Ты говорил, что ты — йог.

—Я — йог по-своему.

—Как это?

—Как в русских сказках Баба Йога и Кощей Бессмерт¬ный.— Смеется.

—Мои студенты дали бы еще пару версий названия «Баба Яга».

—Какие?

—Например, есть версия, что была группа племен йага, или что на одном из диалектов старославянского слово «яга» обозначает воина.

—Смотри-ка, век живи, век учись. Моя версия шуточ¬ная, и я больше говорю о Кощее.

—Ты думаешь, что были реальные прототипы?

— Конечно. Люди боялись их как всего непонятного.

—Их убили добры молодцы?

—Возможно, какие-нибудь авантюристы тех времен.

—Почему Кощей это допустил?

—Мы не знаем точно, допустил ли.

—А злодеяния, похищения Василис?

—Это вряд ли. Они могли бы все организовать без ссор.

—Они были влюблены?

—Хочется, чтобы сказка была красивой? Мы не узнаем.

—Ты не похож на Кощея, скорее — на какого-нибудь ветерана из боевика.

—Прототип, возможно, был сухонький. Да и жил не в приполярных горах. Ты видел худощавого моржа, нерпу, медведя?

—Скоро везде будут жить люди. Куда уйдут кощеи?

—Наверное, уже мимикрировали и живут в городах. С другой стороны, здесь места будет полно.

—Со временем эти края освоят.

—Не раньше, чем изменится климат.

—Почему ты так думаешь?

—Когда ты учился, еще изучали «Капитал» Маркса?

—Изучали, при чем здесь это?

—Ты, наверное, плохо учился. Рубль, вложенный в раз¬витие производства здесь, всегда даст меньше прибыли, чем рубль, вложенный в более мягком климате. Здесь боль¬ше затрат на энергию, здания и содержание работника при равной производительности.

—Но здесь будут развиваться особые производства.

—Только заповедники. Все остальное будет дороже вло¬женных денег.

—Не знаю, как спросить. Где твоя любимая женщина?

—Она со мной.

19.07

Сначала я думал, что здоровье Шамана во многом обус¬ловлено его жизнью в экологически чистых условиях и натуральными, «без химии» продуктами. Последующие наблюдения заставили в этом усомниться. Например, когда мы выпивали с браконьерами, Шаман не пропускал ни одной и закусывал со всеми даже весьма сомнительными консервами*. В холодные дни он спал вместе со всеми в трюме возле чадящей ««дэски»**, хотя я спать там не мог и предпочитал мерзнуть наверху.

—Ты засоряешь организм парами солярки.

—Организм сам очистится.

—Не лучше ли жить, по-возможности, в экологически чистых условиях?

—Лучше в меру.

—Экологическая чистота в меру?

—Человек не может вечно отгораживаться от мира. Мир все равно прорвется.

—Если будет развиваться экологическое сознание...

—Чепуха. Чтобы быть жизнеспособным, нужно при¬спосабливаться к любой среде.

—И пусть все засоряется?

—Нужно одновременно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.

* В экипаже есть повар, но, когда идет рыба, он работает со всеми. Никто не готовит: нет ни сил, ни желания.

**-ДЭС — дизельная электростанция.

01.01.1999

Молчание Шамана и его многочасовое неподвижное си¬дение является особой практикой. Однажды во время такого сидения я провел ладонью перед открытыми гла¬зами Шамана и убедился, что зрачки не дрогнули. За¬кончив сидение, Шаман сказал, чтобы я больше так не делал.

—Ты видел ладонь?

—Все твои действия.

—Почему не сказал сразу?

—Был занят важным делом.

—Всегда контролируешь ситуацию?

—Нет.

—Опасно?

—Полный контроль все равно невозможен. Любой ле¬ший имеет темп больше твоего.

02.01.1999

Шаман