В.П.Серкин.

Хохот Шамана

вида.

07.01

Логика Шамана показалась мне убийственно точной. Ска¬зать было нечего. Еще хуже было то, что Шаману было настолько легко ответить мне, что его больше занимало в диалоге слово «однако», чем содержание. Взяв свой поро¬лоновый коврик, я отправился на скамейку Шамана, по¬пытаться увидеть волны льда. Прилив вспучил многомет¬ровые льдины, и через образовавшуюся трещину на лед вылезла толстая нерпа. Полчаса я наблюдал за самодоволь¬ным животным, которое не знает ничего про интересы сво¬его вида, но каким-то образом их поддерживает. Мысль о слабом месте в рассуждениях Шамана пришла вместе с холодом, окончательно пробравшимся под куртку.

—Человек — не только биологический индивид.

—Когда «совсем свободная личность» перестает жить для общества, общество разрушается.

—Как это проявляется?

—Например, техногенными катастрофами.

—Не вижу связи.

—Чтобы управлять сложными и масштабными техни¬ческими системами, нужно на время полностью забыть о себе, посвятить себя служению другим через взаимодей¬ствие с системой. Современный человек, личность кото¬рого направлена на «самоактуализацию себя», не может этого. У него нет ни ценности, ни дисциплины самоотре¬чения.

—Но человек живет не для абстрактного общества, а для родных, близких, друзей.

—В этом другая сторона опасности. То, что вы называ¬ете «личность», полностью направлено на отношения с другими людьми.

—Что в этом плохого?

—Человек должен быть направлен и на отношения с окружающими, и на отношения с Духом. Без людей, направ¬ленных на отношение с Духом, общество деградирует.

—Но у нас много людей борются не только за себя и близких, а, например, за права всех людей.

—Такие люди немного стабилизируют ситуацию. Но из них большинство таким способом просто презентирует себя окружающим, хотя и не осознает этого.

—Им это невыгодно. Зачем это делают?

—В детстве им внушили, что заботиться о человече¬стве хорошо. Так они показывают окружающим и себе, что они хорошие. Хотя большинство из них искренни, мало кто следует за своим Духом.

1998

Детдом. Благодарность Волка

На втором году аспирантуры устроился на лето воспитате¬лем в подмосковный детский дом. Заведующий очень мне обрадовался, предложил еще полставки завуча и полстав¬ки завхоза. Я устраивался работать не со скуки, деньги были нужны, поэтому согласился.

Через две недели заведующий увез всех младших на юг, а детдом со старшими остался на мне. Подчинены мне были две сменные уборщицы-технички, приходя¬щий повар и один воспитатель-пофигист и выпивоха Изотыч. Старших, перешедших в десятый класс, было девятнадцать парней и двенадцать девушек. Весь день уходил на организацию питания — купания — стирок — уборок. Продукты вовремя не подвозились, холодиль¬ники отключались, сантехника ломалась, парни выпи¬вали, курили и пытались тискать девушек, девушки ухо¬дили гулять поздно вечером, и тех же парней приходи¬лось посылать на поиски. Изотыч обеспечивал порядок только возле себя, технички ни во что не вмешивались, а за поваром самим глаз был нужен. Над воспитатель¬ными проблемами задумался лишь к концу первого ме¬сяца. Горестно стало.

Никто из моих старших не умел ни стирать за собой, ни готовить, ни еду купить. Всю жизнь их государство обес¬печивало. Видел я их траекторию через год — подъемные потрачены (тратить не умеют), навыков самообслужива¬ния нет, родни нет. Девушки по рукам пойдут, ребят или армия спасет, или сума-тюрьма. Надо учить всему. Изотыч согласился, воодушевился и... ушел в запой.

Дети меня выслушали, согласились, но уже на второй-третий день стали возмущаться. С покупками проблем не было. Но стирать, готовить они не обязаны, душевые-туа¬леты мыть — унижение и насилие над личностью. При¬шлось действовать сержантскими методами. Девушки не могут долго в грязном ходить и белье не менять — начали стираться. А парни — наотрез. Кое-кого, правда, девушки обстирывали-обшивали.

Продежурили по нескольку раз все. С конфликта¬ми. Сразу научились в умывальнике озер не разводить и, извиняюсь, в унитаз попадать. Цены знали, а глав¬ное — понимать стали, как ориентироваться. Вначале носки с мыльными пузырями на веревку вешали — не знали, что надо полоскать. Теперь все владели навыка¬ми самообслуживания. Когда рассказал и показал все, заведующий, мужик грубоватый (а иначе хозяйство не вытянешь), обнимал и по спине хлопал, некоторые вос¬питательницы прослезились — сумели оценить. И сам видел, что много дал детям за летние месяцы, но — по-сержантски. По-другому ни сил, ни времени не хвата¬ло. Невзлюбили меня многие из детей: слишком