В.П.Серкин.

Хохот Шамана

зим¬них переходов. Кто знает, что такое колымская зима, однажды я машинально сказал студентке, тренировавшей на мне и одногруппниках, как ей казалось, «томный взгляд», что от этого у нее будет болеть голова. После занятий она пожаловалась на боли в затылке и попросила помощи. «Старайся смотреть прямо», — совершенно уверенно по¬советовал я. Дома осознал, что на занятии невольно в ка¬кой-то момент скопировал косящий снизу взгляд студен¬тки и почувствовал напряжение в шее и в затылке. В ма¬леньком городе информация разносится быстро, и с тех пор я много раз по просьбам знакомых уже сознательно поправлял взгляды, позы, рабочие и жилые места, режи¬мы дня и недели, питания, отношений и т. д., и т. п.

Некоторые из окружающих стали считать, что я на¬учился у Шамана практике целительства, хотя ни о ка¬ком целительстве здесь нет и речи. Речь идет о практике внимания, произвольности, наблюдения и понимания, которая имеет «побочный» эффект профилактической помощи. Кроме этой практики для излечения необхо¬дима практика волевого действия, суть которой я начал излагать в разделе «Аэродром подскока». Критическая совокупность новых практик позволяет по-другому структурировать реальность своей жизни, в результате чего и прежние практики, и прежние смыслы приобре¬тают совершенно иную окраску или реализуются по-дру¬гому (здесь уже для изложения мысли мне не хватает су¬ществующих языковых средств, и встает задача их раз¬работки).

Следуя принципу: «лучше иметь плохо разработанный план, чем никакого», пока определяю жизнь Шамана как «состояние свидетеля». Мне кажется (пока упрощающая модель), что он является идеальным действующим созер¬цателем, перед которым проходят ряды образов (напри¬мер: я, эвелны, советская власть, мамонты, разрушающи¬еся и поднимающиеся горы...). При этом я не утверждаю, что Шаман живет столь долго. Он просто пребывает в этом состоянии. Необходимо помнить, что Шаман общался именно со мной и что записи изложены мною не дословно, что безусловно накладывает на текст отпечаток субъек¬тивности. Но другого текста у меня сейчас нет.

После выхода в Магадане в 2001 и в 2003 годах первых фрагментов записей многие читатели говорили мне, что записи похожи на тексты К. Кастанеды. В связи с этим вынужден указать на то, что упорно не замечают «кастанедоведы»: тексты Кастанеды очень похожи на диалоги Со¬крата в изложении Платона. При этом в текстах Кастане¬ды нет никакого плагиата. Он просто описывал взаимо¬действие и беседы со значимым для него человеком, как это делал и Платон. Это определило сходство стилей. На стиль также повлияли мои многолетние практики исполь¬зования в процессе когнитивной и рациональной психо¬терапии техник «сократовского диалога».

Сравнивая концепции Шамана и дона Хуана, укажу лишь на фундаментальное различие их в понимании сущ¬ности человека, которое определяет и различие их дей¬ствий: дон Хуан считает, что человек — воспринимающее мир существо и использует «описания»; Шаман считает, что человек и другие живые творят мир, и использует «практики» (деятельность).

Выражаю искреннюю благодарность членам нашей интеллектуальной тусовки, частью уже разъехавшимся по России, с которыми мы много обсуждали мои полевые за¬писи и составляли вопросники для Шамана,— доценту ка¬федры психологии Северного международного универси¬тета (Магадан) Андрею Губареву, предпринимателю Олегу Задеренко, зав. кафедрой психологии и психофизиологии труда в особых условиях Морского государственного уни¬верситет им. адм. Невельского (Владивосток) Виталию Калите, доценту кафедры философии Северного между¬народного университета Александру Леснову, зав. кафед¬рой психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Юрию Стрелкову и практикующе¬му целителю Алену Толстову.

Повторяющиеся настойчивые просьбы больных и их родственников организовать им встречу с Шаманом я не могу удовлетворить никаким способом. Это связано с практиками одновременного перемещения Шамана и во времени, и в пространстве, которые я не только не осво¬ил, но даже пока не могу сколько-нибудь успешно описать.

Сами диалоги с Шаманом начнутся со второго разде¬ла книги (Хохот Ворона), а в первом (Благодарность Вол¬ка) необходимо описать ситуацию, которая привела меня к определенному образу жизни. Другая жизнь повела бы другой дорогой, на которой встреча с Шаманом не состоялась бы.

*Данным переписи по Чукотке я не верю, так как не представляю, как там можно всех переписать.

Благодарность Волка

Скоро благодарность Волка кончится.

Я мог бы быть Медведем.

Уже будучи матерым