В.П.Серкин.

Хохот Шамана

просит приносить ему современные книги. Я пред¬ложил приносить и газеты, что вызвало хохот. Сквозь хохот он сказал, что прочел все современные, прошлые и будущие газеты еще в начале девятисотых. Но и ни одну принесенную книгу он не прочитал. Пролистывал, читал отдельные фрагменты, абзацы, строки. Почти никогда не спрашивал о значении терминов. Тем интереснее было получить от него совет по чтению книг.

—Год назад ты рассказывал про ауру. Откуда ты столько знаешь про нее?

—В твоих книгах все написано. Надо только «отделить зерна от плевел».

—Как отделить?

—Когда ты читаешь контрольные своих студентов, ви¬дишь, где неправильно?

—Вижу, но студенты не видят.

—Перестань быть студентом и в этом направлении.

—Как это?

—Просто используй все возможности своего сознания.

—Но как?

—Сам знаешь. Усваивай то, что реально, и отбрасывай то, что нереально.

17.08.1999

Недалеко от ручья мы с Шаманом сколотили деревянное сооружение в виде огромной, врытой в землю ванны. Толь¬ко такой спокойный человек, как Шаман, мог тщательно забить и законопатить все многочисленные щели. Вода из ванны уходила в землю, но достаточно медленно. Поло¬жив в ручей деревянный желоб, Шаман быстро наполняет ванну водой и кладет туда из костра раскаленные камни. Уже около двух лет мы пользуемся горячей ванной посре¬ди снегов, но никак не могу прекратить удивляться.

Шаман принес небольшую охапку морской капусты (ламинарии), тысячи тонн которой с августа начинает вы¬брасывать на берег. Весной эти водоросли «стирает» как наждаком уходящими льдами. Когда я залез в парящую ванну, Шаман стал подавать мне длинные листы ламинарии, посоветовав обернуть ноги и тело. Сразу же возникло ощущение морской ванны и горячего пляжа. Шаман ушел, и я задремал полулежа. Проснулся оттого, что вода стапа остывать. Через полчаса после ванны необыкновенный прилив энергии буквально бросил меня на дела, которые висели над душой неделями. За четыре часа я зашил рюк¬зак и ножны, наточил наконец по-настоящему топор и развел ножовку, привел в порядок все захваченные с собой записи, выстирал комбинезон, вычистил ванну и террито¬рию вокруг землянки Шамана, спилил, приволок и обте¬сал два бревнышка для починки навеса и загатил остав¬шимися ветками несколько низинных участков пути к моему домику. Когда стемнело, я заварил чай, прикинул выполненный объем работ и скорость их выполнения и понял, что это необычно.

—Это ванна из морской капусты так подействовала?

—Да, ты «выкинул» часть городского напряжения.

—Без такой ванны этого бы не было?

—Могло быть, но случайно.

—Могу так делать в городе?

—Да, но эффект будет поменьше.

—Почему?

—Дома у тебя ванна железная, вид из нее не такой, и не деревья шумят, а унитаз журчит...

—Жаль.

—Не беспокойся. Для города будет столько энергии, что не разнеси квартиру.

—Это можно делать постоянно?

—Дает нагрузку на сердце. Но здоровый человек мо¬жет регулярно.

—Морская соль из аптек не даст такого же эффекта? Шаман сплюнул.

—Что-нибудь еще подобное можно делать?

—Можешь запарить в ведре ветку стланика и вылить в свою ванну.

Про хвойный концентрат из аптек я, конечно, не стал спрашивать.

17.08.1999

Шамана заинтересовало, когда я назвал его «прагматис¬том по Дьюи», но он посмеялся над тем, что прагматично полезное для общества. Деятельность Шамана скорее опи¬сывается схемами конструирования будущего на базе про¬шлого действиями настоящего. Мою ситуацию он посчи¬тал результатом только моих собственных действий и за¬явил, что жизнь и впредь будет заводить меня в тупики, «если ты не начнешь собирать свои действия для будуще¬го, как собирают бревна для дома».

—Ты считаешь, что это должно было произойти?

—Если ты совершил действие, ты обязательно получа¬ешь результат, хочешь ты этого или нет.

—Мистика какая-то.

—Мистика — совершить действие и думать, что ниче¬го не будет. А совершить действие и знать, что обязательно последует результат — последовательный материализм.

—Но если мне не нужен результат?

—Не нужно было действовать.

—Люди могут действовать, не подумав или по ошибке.

—Результату все равно. Он наступит.

—Это плохо?

—Сам по себе результат нейтрален. Но если ты его не ждешь, он может разорвать цепочку твоих дел. Если ты не готов — он может быть опасен.

—Что же делать?

—Не делать ничего лишнего. Это лучшее лекарство от бестолковости.

—Но поисковая, сверхнормативная активность полез¬на эволюционно.

—Полезна для вида, для индивида — опасна. Нена¬правленная активность разумных бывает опасна и для вида. Для разумных полезна разумная активность.

—Что