В.П.Серкин.

Хохот Шамана

Поделитесь, пожалуйста, секретом.

О.: Лишний вес немного есть. Но Шаман подсказал, как решать проблему. Могу рассказать. По совету Шамана я вспомнил, когда стал полнеть и как ме¬нялась моя жизнь перед этим. До этого я жил в три¬дцати минутах ходьбы от университета. Удобного автобусного маршрута не было, и я ходил каждый день не менее часа. Потом купил квартиру в сосед¬нем с университетом доме. Через год появилась • проблема веса. Подсчитал, что за этот год «не до¬ходил» не менее 1500 км (5 км х 300 дней). Эти ки¬лометры я скомпенсировал пешими походами, и вес стал нормализовываться. Главное — совет Шамана по анализу изменения образа жизни и компенса¬ции этих изменений.

В.: Есть ли у Вас сейчас связь с Шаманом?

О.: Нет, но мы встретимся через некоторое время.

В.: Общались ли Вы с другими шаманами? Похожи ли они на описанного Вами?

О.: Общался неоднократно, но не столь много. Не похо¬жи. Например, Шаман не смазывает лиио прогорк¬лым нерпичьим жиром от мороза и ветра, и кожа у него все равно не трескается. Я уважаю многих ша¬манов и ни в коем случае не хотел бы с ними ссорить¬ся или сказать о них плохо. Они могут многое, что непостижимо для меня. Все же мне импонирует в Шамане его образованность, открытость, юмор и уме¬ние иногда объяснить и научить.

В.: Каковы отношения Шамана и других отшельников с женщинами?

О.: Шаман полностью регулирует функции своего орга¬низма. В книжке приведен его ответ: «В городах я живу как горожанин, в своих землянках — как отшельник». Я почти уверен, что в настоящее время он живет в гражданском браке.

Другой пласт вопроса касается темы любви. В книжке сказано, что Шаман считает мужчину и женщину час¬тями одной целой системы. Шаман долго жил с люби¬мой женщиной и продолжает общаться с ней, несмот¬ря на ее физическую смерть. Возможно, именно этот факт объясняет его целостность, мудрость и долголе¬тие. На мои вопросы о ней он отвечает: «Она здесь».

В.: В книге Вы пишете, что у Вас еще много записей с необычными идеями Шамана, которые даже проти¬воречат данным современной науки. В это трудно по¬верить. Можете привести прямо сейчас еще пару-тройку примеров?

В первом разделе книги я упоминал об атмосферных существах — Тиунах. Вот еще примеры.

1. Раз я сказал Шаману, как нас учили, что вожаком в стае животных является наиболее сильный самец. Шаман назвал это чепухой и объяснил, что вожаком является животное, которое может принимать реше¬ние в нестандартных для стаи ситуациях (чаще здо¬ровый самец). Остальные животные не могут прини¬мать решений в новых ситуациях, но могут подражать вожаку или подчиняться. Шаман провел аналогию с подростковыми группами, взрослыми бандами или племенами. Главарь банды или вождь — не самые сильные самцы, но могут принимать решение. Им подчиняются гораздо более сильные. Я согласен с Шаманом, но пока не знаю, как «перебить» сложив¬шийся у биологов, зоологов, этологов и зоопсихоло¬гов стереотип.

2. Шаман показывал мне, и я не раз показывал зна¬комым в лесу ползающих по снегу при сильной ми¬нусовой температуре пауков (мы их называем снеж¬ными). Знакомые биологи даже слушать об этом не хотят, утверждая, что пауки — не теплокровные и это¬го не может быть.

3. Особая геометрия человека заставляет его жить по особым геометрическим траекториям (простран¬ственно-временным). Человек может «сознательно изменять свою геометрию» (лучшего термина нет) и перемещаться в другие (геометрические узоры?). При этом для жителей этих (узоров) он будет выглядеть, наверное, не лучше (не оформленней?), чем медуза для нас.

В.: Вы пишете о каком-то СМД-подходе, который пы¬таетесь использовать для описания сознания Ша¬мана. Что это такое?

О.: СМД — системомыследеятельностный подход. В 1984— 1987 гг. я занимался (посещал? сотрудничал?) в Московском методологическом кружке под руководством Г. П. Щедровицкого. Суть подхода в моем понимании заключается в снятии ограничений раздельного иссследования мышления (в новой фи¬лософии линия от Канта — Гегеля) и деятельности (линия по Гёте — Дьюи). В последние 15 лет я пыта¬юсь развивать этот подход, снимая ограничения рас¬смотрения человека «вне мира» (линия от Платона, до него — мистическая). Эта работа к публикации не готова.

В.: Вы сами как-то изменились из-за общения с Шама¬ном?

О.: Главное изменение в себе — расширение мира и дру¬гой взгляд на жизненные ценности. Например, сегод¬ня моя жизнь не подчинена старым целям (звания, благополучие сына и свое, побольше удовольствий и пр.), а важнее вылечить прирученную норку (она есть на фотографии на обложке), потому