В.П.Серкин.

Хохот Шамана

людей, и для целого сообщества. «Личная история деятельностей» каждого человека уникальна, но факт существования одинаковых для всех практик на оп¬ределенных возрастных этапах развития позволяет гово¬рить о существовании возрастных структур культурного сообщества. Эти структуры определяют истинное разли¬чие культур как различие практик в разные периоды жиз¬ни человека.

НЕИЗБЕЖНОСТЬ ОПАСНОСТИ ПРОГРЕССА

Интеллект не развивается без решения проблем, как тело не развивается без физической нагрузки. Обычно пробле¬мы сами находят нас. Если они усложняются, интеллект развивается сильнее, если нет...

Но что происходит, если в какой-то период жизни про¬блемы решены? Человек или «лежит на боку» и дегради¬рует, или ищет новые проблемы — путешествует, вражду¬ет, строит и т. п. И если проблемы настоящие, рискует по-настоящему.

Интеллект и решаемые проблемы всегда находятся на грани, на острие возможностей по отношению друг к дру¬гу. Также и интеллект человечества. Если люди отступят перед какой-то проблемой, начнется деградация, если нет — создаются все более сложные проблемы (сегодня — экологические, геоклиматические, геополитические), увеличивается риск. И никогда нет гарантии решения.

Таким образом, именно интеллектуальное развитие че¬ловека (и человечества) ведет его к все новым проблемам и опасностям, требует этих проблем и опасностей для раз¬вития. Другого пути нет. Рефлексия, возможно, позволит сделать этот процесс, который ни в коем случае не должен останавливаться, более гармоничным.

ВАРИАНТ помощи ПРИ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ИМПОТЕНЦИИ

Браконьерский мир тесен (или «слой тонок»). Все из бри¬гады Кузьмы* наслышаны о моих друзьях, с которыми мы работали еще летом 1972 и 1973 года. Послушать бригаду, так мои друзья с тех пор стали чуть ли не живыми легенда¬ми браконьерского мира. Из-за этого браконьеры и ко мне вначале отнеслись с большим пиететом, думая, что я имею такой же статус в своем мире среди психологов. Мои объяс¬нения того, что статусы психологов расставляются в Мос¬кве, а не в Магадане, на них не действовали. Лишь дни со¬вместной изнурительной работы и редкие «банные» вече¬ра с выпивкой постепенно «сломали барьеры».

Когда рыбы мало, браконьеры не спеша занимаются различными хозработами, по вечерам часами рассказы¬вают за чаем всевозможные истории и мифы из их бур¬ной жизни. В бригаде уверенно считали (прямо знали), что месяцы интенсивной физической работы в холоде, воде, железе и рыбьей чешуе отрицательно влияют на мужскую потенцию. Я не придавал этому мифу большо¬го значения, пока двое (по отдельности) не пожаловались мне на проблемы с потенцией в городе и не попросили помощи.

Должен объяснить, что быт и нравы браконьеров в бук¬вальном смысле слова круты даже для сегодняшних жест¬ких времен. Приведу лишь один пример. В первые дни се¬зона в бригаде завелись лобковые вши. Выяснять, кто при¬тащил их из города, не стали. Справились уникально просто, не беспокоя такими «пустяками» Шамана. Все об¬рились. Каждый обильно опрыскал себя во всех потенци¬ально опасных местах из баллончика дихлофосом. Также были опрысканы постельные принадлежности и вся одеж¬да. Через десять минут все вымылись с мылом и этим за¬кончили решение проблемы. Кожа была покрасневшей несколько часов. Запах дихлофоса стоял в жилом отсеке весь сезон. Никто, кроме меня, не замечал.

Таким же образом (прямо и радикально) бригада реша¬ет многие проблемы (с потенциальными конкурентами в своем районе, с недобросовестными перекупщиками и пр.). При этом рыбаки весьма бережно относятся друг к другу, легковерны, чувствительны и внушаемы. Вынужден¬ная жесткость жизни порождает у некоторых внутреннее напряжение, разряжающееся уже в городе проблемами и неудачами, в том числе и в сексуальной сфере.

Физиологической проблемы не было. Здоровью этих мужиков мог бы позавидовать и железный лом. Я прекрас¬но видел классический невротический круг: давно не ви¬девшие женщин и поверившие мифу о снижении потен¬ции рыбаки тревожатся, боятся, что не получится. Чем больше тревожатся, тем хуже получается. Чем хуже получается, тем больше тревожатся... Видеть-то видел. Но так¬же видел, что моими «коронными» методами когнитивной и рациональной терапии здесь помочь не удастся. Явный сильно действующий субкультурный миф и люди, больше привыкшие действовать, чем рассуждать. Посоветовался с Шаманом.

Метод, предложенный Шаманом, был не менее прост и эффективен, чем стилевые методы бригады. Он предло¬жил не бороться с неверным мифом, а дополнить его. С до¬полнением миф звучал так: «Месяцы интенсивной